• Курсы валют:
      USD 91.78
      EUR 98.03
26.12.2020

А существует ли оно — тульское кино?

Сегодня режиссером может стать каждый — смартфон в руки и вперед! Однако существуют и люди, относящиеся к видео более серьезно. Есть они и в нашем городе. А вот есть ли перспективы у такого любительского игрового кино — это мы и попытались выяснить накануне Международного дня кинематографии.

Стоит отметить, что подавляющее большинство любительского кино «местного розлива» — короткометражки. Как говорится, сейчас интернет — «наше всё», и именно короткометражные фильмы стали мощнейшим трендом. Плюс достаточно прозаическое объяснение — чтобы снять полноценный художественный фильм, необходимо и хорошее техническое оснащение, и бюджет. И если первое можно скомпенсировать в современных условиях уже даже просто наличием смартфона с хорошей встроенной камерой, то вот со средствами у любительских лент — крайне туго. Лишь считанные единицы из них могут позволить себе хоть как-то заплатить занятым у них актерам. Остальные все снимают на голом энтузиазме, совершенно бесплатно.

Сценаристами тоже выступают сами режиссеры. Получается эдакое авторское кино, которое не всегда выглядит местечковым, и смотрится довольно ровно на фоне короткометражек, снятых в той же столице, где уровень все-таки повыше хотя бы из-за большей актерской и технической доступности.

Вспомним мэтра

Одним из первых в начала нынешнего века игровое кино стал снимать Сергей Алленов. Будучи по профессии учителем физкультуры, он постепенно стал известен как актер второго плана целого ряда российских фильмов и сериалов. Уже в достаточно зрелом возрасте Алленов поступил на режиссерские курсы Александра Митты в Москве, и с тех пор уже сам занимался съемками кино.

Как результат — кинолента «Узник вечного огня» была представлена на международном кинофоруме «Золотой витязь-2015» в Севастополе. Там фильм получил диплом с формулировкой «с верой в его удачу в профессии».

А в 2017 году Алленов выпустил короткометражную комедию «От осины не родятся апельсины», где задействовал ряд профессиональных тульских актеров — Олега Есауленко, Валерия Жукова, Ирину Федотову, Ольгу Красикову, Наталью Дружинину, Дмитрия Чепушканова. Фильм показали на нескольких кинофестивалях. Картина даже попала в массовый прокат в пределах региона — это пока первый и единственный в Туле случай! Жаль, сам мэтр до этого момента не дожил, уйдя на взлете карьеры на 53-м году жизни.

По следам Голливуда

Большинство же остальных современных тульских кинорежиссеров уже можно назвать новым поколением. Безусловно, в игровом кино «руку набил» Сергей Гурьянов, на счету которого порядка десятка короткометражек, большую часть из которых можно легко найти в свободном доступе в Сети. Однако игровое кино для него самого сейчас — просто хобби, несмотря на то, что теперь за его плечами учеба в московском институт современного искусства. Сергей — известный далеко за пределами региона производитель рекламных роликов.

— Начиналось все, конечно, несерьезно, — рассказывает он. — Еще в техническом вузе после занятий я собирался с сокурсниками, и так рождались первые экшены. Наивные, конечно, и по сюжетам, и по исполнению. Тем не менее, короткометражку, снятую еще в 2011 году про зомби показали на двух кинофестивалях, в том числе и в Питере. Определенной вехой стал 24-минутный фильм 2014 года «Когда все закончится» — полтора года упорной работы. Стало ясно, что есть, к чему стремиться, в каком направлении двигаться.

В последней ленте «Лайк. Подписка. Смерть» задействованы уже профессиональные актеры, снимающиеся в российских сериалах Василий Карпенко и Елиза Вета — а это придает короткометражке своеобразную статусность.

— С ребятами я познакомился на съемках других коммерческих проектов в столице, было очень трудно собрать всех на площадке. Но все получилось, — говорит режиссер. — Кроме того, в этой истории звучат голоса профессиональных актеров дубляжа голливудских фильмов.

— То есть получилась стилизация под западный кинематограф?

— Нет, такой задачи не стояло. Просто хотелось соригинальничать. Всегда есть идеи и мысли, которые хочется донести до окружающих. Кто-то это делает через текст, а я посредством экрана.

Тенденции: вэб-сериал

Съемки короткометражек — это, конечно, интересно, признает еще один молодой тульский кинорежиссер Илья Ростовцев, но современный сетевой формат требует уже другого. Например, создания вэб-сериалов.

— Мой режиссерский дебют состоялся еще в школе, — рассказывает он. — Я тогда рискнул самостоятельно поставить спектакль, и результат всем понравился. Это вдохновило в последствии к съемкам кино. Жанры и сюжеты были разными разными — и фантастика, и драма. Сейчас вот душа больше всего лежит к боевикам с оттенком комедии. Хотя комедии, как выяснилось, снимать вовсе не просто. То, что кажется смешным на бумаге, с экрана почему-то уже звучит иначе.

Наиболее известная короткометражка Ростовцева — триллер «Сетевой маньяк» был снят в 2015 году, успешно прокатился по ряду Международных фестивалей, был даже отмечен. Несмотря на то, что реальная работа Ильи никак с искусством не связана, сам он актерствует в своих фильмах постоянно.

— Вовсе не лавры известного режиссера меня привлекают, — признается он. — Как раз хочется больше стать профессиональным актером. Мне кажется, в этой ипостаси я лучше и сильнее. Ведь я с детства мечтал играть. Да и кино стал снимать скорее всего, потому что просто не нашел своего режиссера.

Сейчас команда Ильи Ростовцева работает над вэб-сериалом. Все на чистом энтузиазме. Хронометраж серий — по 10-15 минут. Впрочем, материала в сумме набирается уже на полнометражную кинокартину. В мировой практике известны случаи, когда сюжет впускался в двух вариантах. С этом пока режиссер окончательно не определился

Самый «честный» жанр

Для любого фильма самая важная составляющая — это актерский состав. Не имена и регалии, а совпадение образа, придуманного режиссером и реальной внешности того человека, что будет играть героя на экране. В этом убежден Александр Картавый, которого знают как талантливого клипмейкера и изготовителя рекламных видеороликов.

Раньше в своих короткометражках я был менее придирчив ко всему этому. Увлекал сам процесс, — признается режиссер. — Первую так и вовсе снял за пару дней, на одном дыхании. К пятой все стало более серьезным. Подбор актеров веду сам — ищу через соцсети, картотеки, хожу по театрам. Ведь, кому как не сценаристу и режиссеру знать, каким он выдумал своих героев. Если же говорить про любимый жанр, то по мне так — это триллер. Самый «честный» в кино. Это режиссура в чистом виде — умение держать зрителя в постоянном напряжении и заинтересованности сюжетом.

В планах все-таки замахнуться на «полный метр». Мы сейчас с соавтором пишем такой сценарий. Готово уже больше половины материала. Действие будет развиваться вокруг истории 1915 года. Жаль, вот только, собственными силами мы вряд ли потянем такую картину — скорее всего, пишем на продажу. Но это тоже будет новым шагом в развитии.

Есть полный метр!

Тульского актера, каскадера, писателя и кинорежиссера Николая Губенкова знает, наверное, полгорода. И по ролям в сериалах, каковых у него за плечами уже более трех десятков, и по его книгам — трилогии «Аннунак», презентации отдельных частей которой проводились с широким размахом.

— Фантастический триллер «Аннунак» задумывался как киносериал для широкого зрителя, — рассказывает он. — Как продюсер, сценарист и режиссер я начал съемки полного метра по мотивам романа еще в 2013 году. Снято три пилотных трейлера, в которых принял участие Иван Охлобыстин, много отдельных эпизодов. Работа продолжается. А всем тульским кинематографистам желаю реализации творческих задумок, пройти путь от короткого метра до полного, и на этом не останавливаться.

Хотя, если быть абсолютно объективным, то полноценная тульская «полнометражка» уже существует. Еще в 1999 году в стенах Тульского кремля сугубо собственными силами энтузиастов уже был снят фэнтезийный приключенческий фильм «Обрученные кровью». Массовка в триста человек, пиротехника, костюмы, кони, трюки, сюжетная интрига — все это с избытком присутствует в нашем дебютном полнометражном кино, — подытоживает Николай.

Кстати, большую часть короткометражек тульских режиссеров можно посмотреть в Сети.

 

Автор: Копытов Игорь

Комментарии для сайта Cackle