• Курсы валют:
      USD 92.59
      EUR 100.27
12.03.2019

Год театра в России: Оживший диафильм на тульской сцене

Что общего между тенью, человеком и куклой? Ответ на этот вопрос знают участники проекта «Театр.ТоЧКа».

Теневая лампа, ватман и кукла — таков минимальный набор артиста теневого театра. Здесь нет ярких софитов. Действо происходит в полумраке, но оттого становится еще интереснее.

Исследователи театра теней

Театр теней в областном центре создали туляки Яна Левищева и Алексей Лаврухин. Оба — выпускники театральных вузов. Оба — оказались заворожены волшебным действом еще на этапе обучения. Воплотить в жизнь проект удалось только спустя несколько лет.

— На первом курсе к нам в театральную академию приехал московский театр «Тень» и показал спектакль «Лебединое озеро». С тех пор я всегда хотела поработать в этом жанре, просто ждала случая. Наш проект родился в декабре 2015 года спонтанно. Изначально мы не собирались делать что-то масштабное, но потом нас затянуло, — делится Яна Левищева. — Сейчас мы хотим, чтобы в нашем городе был настоящий театр теней, синтетический, связанный с пластикой, фактурой и человеком в целом. А дети смогли насладиться всеми прелестями домашнего театра, где практически нет законов, любой персонаж реален и возможен, где можно шалить и воплощать все задуманное.

Проект туляков получил название «ТоЧКа». Т — Тень, Ч — Человек, К — Кукла. А еще — это ТоЧКа отсчета. У каждого она своя.

По словам авторов проекта, изначально в команде было 5 человек. Некоторые начинали работу в этом жанре с нуля. Яна признается: научить актеров «живому общению» оказалось довольно непросто. А теневая лампа поначалу казалась не такой податливой в руках.

— Для человека «не театра» заговорить со сцены беззаботно и легко довольно сложно, а профессиональному актеру мешает, как ни странно, опыт. Умение говорить «театрально» не способствует живому настоящему общению. Такому, в котором интересуешься не формально, а слушаешь и слышишь зрителя. Это довольно непростая задача, — рассуждает Яна Левищева. — Что касается теневой лампы, то тут такая история. Дело в том, что театру теней не учат ни в одном вузе страны. Сейчас это стало модно и время от времени то там, то тут возникают отдельные курсы в театральных институтах которые исследуют и ищут в этой области. У кого-то даже рождаются очень интересные вещи! Но предмета такого нет. Вот и мы, при создании спектаклей и мастер-классов, большую часть времени занимаемся поиском. Получается такой полулабораторный метод, исследовательский. Так, к примеру спектакль для подростков, который идет 45 минут, мы ставили 1,5 года.

От теста до веток из парка

В театре теней участники проекта в основном сами мастерят куклы и декорации для спектаклей. Здесь в ход идут самые разнообразные предметы: от витражных красок и пленки от парника, до веток из парка и железной крышки от банки с огурцами. По словам Яны, есть и раритеты. Например, старинная печатная машинка, подаренная театру для спектакля и листик тополя из ее детства, который 20 лет пролежал в словаре С.И. Ожегова, а сейчас уже 3 года играет в спектакле «История Елочки».


При создании кукол авторы тоже не ограничены фантазией. Используются самые разные материалы — картон, ватман, световые фильтры, предметы быта и т.д. Больше всего реквизита задействовано в спектаклях «Фабрика слов» и «Новый год по-Шведски», последний, правда, не теневой. Но в нем есть настоящее тесто, носок, чеснокодавилка и даже морковка.

Кстати, малышам здесь тоже дают огромный простор для творчества. На мастер-классах театра дети сами могут попробовать изготовить куклу.

— Куклу можно случайно разрезать пополам и спокойно склеить и никто этого не заметит на экране, а смятый скотч, может ожить и стать дивным бутоном розы, — отмечает Яна. — Дети это ценят! Они любят создавать из ничего волшебство!

«Тень — это уже не человек и еще не кукла»

Репертуар театра разнообразен. В конце 2018 года здесь вышло две премьеры. Осенью была показана «Фабрика слов» — это полноценный одноактовый спектакль для подростков. Маркировку поставили 14+. В декабре зритель увидел премьеру для малышей «Бал цветов» по Х.К. Андерсену. Актеры играют его в двух возрастных категориях 6+ и 1+. Спектакль один и тот же, а вот мастер-класс адаптирован под возраст.

— Про нас смело можно сказать, что пока мы хорошо известный театр в узких кругах. Наша целевая аудитория — это прогрессивные мамы, которые ищут что-то новое для детей, они читают, слушают, путешествуют. Постепенно пытаемся охватить прогрессивных подростков, — говорит Яна.

— В театре теней, прежде всего, как в театре кукол (а я кукольник по образованию), возможно гораздо больше, чем в традиционном драматическом театре. Нынешние театральные тенденции таковы, что искусство синтезируется внутри себя: опера+театр кукол, драматический спектакль+клоунада и т.д, — уверен Алексей Лаврухин. — Театр теней — это всегда волшебство, процесс создания каждого спектакля, каждой сцены в этой технике — это тропа первооткрывателя, поскольку все уникально и индивидуально.

В апреле театр открывает собственную студию для детей и подростков. В занятия планируют вовлекать всех тех, кому интересен театр теней, пластики, фактуры и домашний театр. А заодно планируют провести второй открытый театральный фестиваль для детей и подростков в дни осенних школьных каникул.

— Прелесть театра теней в его магии! Движущаяся тень настолько завораживает! Это как оживший диафильм или картина. Тень — это уже не человек и еще не кукла. Это нечто эфемерное, сказочное, — заключает автор проекта Яна Левищева.

 

Автор: Власова Мария

Комментарии для сайта Cackle