Вышел восьмой том коллекции «Человек и загадка» - «Рихард Вагнер. Запрещенный композитор»
«С тех пор как завелись у нас знатоки искусства, само искусство пошло к черту»
Рихард Вагнер
Немецкий композитор, реформатор оперной музыки, создатель жанра музыкальной драмы, Рихард Вагнер, творил искусство интуитивно, без рамок и штампов. Именно поэтому его музыка безгранична, как и сама его жизнь.
Биографию Вагнера обсуждают ни чуть не меньше чем биографию Наполеона, Гитлера и других самых интересных мировых личностей. Его творчество, его взгляды на жизнь и поступки были столь необычны для его времени, что споры о его творчестве и жизненной позиции не утихают до сих пор. Кто-то считает его гением, кто-то мерзавцем. Знаменитый дирижер Ганс фон Бюлов охарактеризовал Рихарда так: «Он в своих творениях возвышен, а в поступках — низок». Чем же так неординарна личность знаменитого Вагнера?
Негативное отношению к Рихарду в большей степени вызвано связью с Гитлером. Казалось бы, странно — прошло 56 лет со дня смерти композитора в 1883 году до развязанной Гитлером Второй мировой войны. Так какая же связь между ними? Творчество Вагнера и его мировоззрение произвели глубокое впечатление на Гитлера. Многое из литературного и философского наследия композитора находило отклик в представлениях Гитлера о великом предназначении немецкой нации, призванной править миром. Наиболее яркой из статей Вагнера является «Еврейство в музыке», написанная в 1850 году. В ней он раскритиковал еврейских музыкантов: «У евреев, не имевших своего искусства, никогда не было жизни с художественным содержанием. Вот почему даже для пытливого художника оказалось возможным извлечь из нее только форму для художественных произведений».
Однако Рихард Вагнер принес в мир гораздо больше светлого и высокого. Цель всей его творческой жизни - создание музыкального произведения будущего. Он стал настоящим реформатором в области музыки. В его музыкальных драмах «Тристан и Изольда», «Кольцо Нибелунга» впервые вокальные партии отходят на второй ряд, уступая место необычайной музыке оркестра. Именно Вагнер подарил миру музыки новую историю, новое звучание. Его произведения непрерывно нарастают по эмоциям и это способствует созданию бесконечной мелодии. И вместо со своей музыкой Вагнер также бесконечен, также бессмертен.
Интересные факты
Рихард Вагнер был чрезвычайно маленького роста - всего 152 сантиметра, а также имел непропорционально большую голову и маленькую бородку ниже подбородка. За такую внешность многие его современники называли Рихарда «гномом»
Однажды Рихард Вагнер встал лицом к оркестру, повернувшись, соответственно, спиной к залу, и так стал дирижировать. Неслыханная дерзость! Его обвинили в неуважении к зрителям. Но самое ужасное - после Вагнера это стали делать и Гектор Берлиоз, и Антон Рубинштейн, и многие другие. А теперь все дирижируют спиной к залу и никто не возмущается.
Опера «Летучий голландец» писалась довольно быстро: супруги Вагнеры съездили на корабле в Англию. Они попали в шторм, и Рихарду пришла идея написать оперу.
Вагнер при написании своих опер одевался в костюмы, соответствующие эпохе в которой происxодило действие той или иной оперы
Афоризмы
Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль
Мелодия - единственная форма музыки; без мелодии музыка немыслима, а музыка и мелодия неразрывны.
Творец художественного произведения будущего есть не кто иной, как художник настоящего времени.
То, что не может быть истиною для настоящего времени, не будет ею и для будущего.
Радость заключена не в вещах. Она - в нас самих.
Когда хоть ненадолго смолкает человеческая речь, начинается искусство музыки.
Автор: Чембуров Антон