• Курсы валют:
      USD 94.09
      EUR 100.53
06.10.2017

Рояль и альт для тульского слушателя

Великая музыка, как и мысль, у каждого своя. И если мысль при изречении становится ложью, то великая музыка во всем своем многообразии, изменчивости, непостоянстве – истина, несокрушимая правда человеческого естества.

Публика даже самая воспитанная чаще всего требует исключительности без фальши. Каждый зритель ждет, что играть будут именно для него. Камерная музыка позволяет добиться и первого, и второго.

В четверг, пятого октября, в Колонном зале Дворянского собрания состоялся концерт камерной музыки: играли выдающиеся музыканты, пианистка Ксения Башмет и альтист Остап Чекмазов.

С музыкантами, сыгравшими на Тульской сцене Глинку, Вьетана, Мясковского, Бриттена, поговорил после концерта наш корреспондент.

Не смущают ли вас камерные залы, непосредственная близость к аудитории?

Ксения: Нет, не смущают. Напротив, играть в таких залах мне легко и привычно.

Остап: Я считаю, что камерная музыка должна стать более популярным жанром. Сегодня камерная музыка – это синоним интимной музыки: малая дистанция между слушателем и исполнителем позволяет достигать лучшего усвоения. Для восприятия музыки многим не хватает именно интимности.

В наше время перед классической музыкой стоит задача стать популярной или это все-таки музыка для избранных?

Ксения: Мне кажется, перед музыкой никаких задач не стоит, это у людей стоит задача понять, что для них хорошо. Музыка она просто есть. Я против упрощения музыки для ее популяризации, аранжировок для детских игрушек, против примитивизации для легкого восприятия.

В Москве я занимаюсь проектом «Музыка контекст»: классическая музыка сочетается с поэзией или прозой: актер и музыкант одновременно на сцене в камерном зале дополняют друг друга. Это один из способов привлечения новых слушателей.

Остап: Нужна популяризация классической музыки в регионах. В крупных городах этот процесс налажен. Необходимо, чтобы люди в регионах воспринимали информацию об изменениях в классическом мире и спешили посещать культурные центры.  

Есть ли у вас универсальный совет тем, кто до сих пор не смог полюбить классическую музыку?

Ксения: Универсального совета нет. Если человек пытается полюбить классическую музыку, то он должен идти к своей цели с понимаем того, что соприкасается с шедеврами, которые благотворно влияют на всю его сущность. А тем, кто еще об этом и не задумывался, я бы пожелала случайно попасть на удачный концерт.

Остап: В скором времени очень многие обратятся к классической музыке, потому что один из трендов психологии – эмоциональный интеллект. Развитие этой идеи приведет так или иначе людей к классической музыке, так как она способна своим звучанием подарить человеку широкий спектр эмоций. Я считаю, что классическую музыку стоит полюбить за то, что она неоднообразна и чувственна.

Что вы находите для себя интересного в произведениях тульских композиторов Галынина, Даргомыжского?

Ксения: Я помню, как хорошо играла фортепианный концерт Галынина моя одноклассница. У Даргомыжского чудесные романсы: он первым начал отображать содержание, смысл текста в мелодике.

Остап: Есть у Даргомыжского такие работы, как «Русалка», которые сейчас интересны тем, что на сцене их можно совершенно по-разному поставить.

Ксения, ваш отец Юрий Башмет – известный альтист. Было ли Вам сегодня легче и приятнее играть именно с альтистом?

Давно уже смешалась любовь к альту, к папе, к альтовому тембру. Возможно, это любовь возникла еще в детстве, когда папа репетировал дома. Я пятнадцать лет работаю в альтовых классах, знаю этот репертуар. Сегодня у Остапа были моменты, которые напомнили мне игру отца.

Автор: Диана Солдатченкова

Комментарии для сайта Cackle