• Курсы валют:
      USD 65.62
      EUR 72.83
19.04.2019

К 500-летию Тульского кремля: Дедилов - прародитель тульских оружейников

Впервые упоминается в Ипатьевской летописи в 1146 году.

 

О городе-защитнике, который являлся немаловажной частью Большой засечной черты, «Центру 71» рассказал первый заместитель руководителя поискового объединения «Дедославль».

Восстал из руин

- Дедилов, или как его в древности называли - Дедославль, впервые упоминается в Ипатьевской летописи в 1146 году, в один год с Тулой. Он располагался на высоком мысу правого берега реки Шиворони (приток Упы). Тогда территорию города занимали славянские племена вятичей, которые в основном и селились в бассейне реки Оки, - отметил Павел.

Дедославль больше всех подвергался нападениям монголо-татар, неоднократно был разорен и сожжен. В середине XIII века город практически превратился в руины, и жизнь в этом краю не возобновлялась до ХVІ века. В 1553 году, по приказу первого русского царя Ивана IV Грозного, город был возведен заново и официально назван Дедилов.

В 1554 был зарожден Дедиловский уезд, а на холме Покровской горы, под руководством князя Дмитрия Жижемского, выросла дубовая крепость. Так Дедилов вошел в пограничную оборонительную линию на южных рубежах страны - Большую засечную черту, которая была выстроена против крымских татар.

С середины XVI века крепость Дедилова почти 200 лет находилась в осадном положении

 

Боеприпасы хранили за церковью

Окружали дубовую крепость города земляные валы и глубокий ров. На стенах деревянного кремля были установлены 87 затинных пищалей и две пушки.

В центре дубового укрепления находилась деревянная соборная церковь. Именовалась она Свято-Никольской. Прямо за ней располагался казенный погреб для хранения боеприпасов.

Внутри крепости пространство делилось на осадные дворы и клети (небольшие дома, в которых во время осады прятались местные жители - прим. авт.), в соответствии с сословным положением.

Примечательно, что защитники крепости жили с наружней стороны ее стен, в слободах - казачьих Луговой и Дергилевой, Стрелецкой, Пушкарской и Затинной, Новоприборных казаков, Казенных плотников и Воротников), и только на время осады заходили внутрь.

Считается, что кузнецы Дедилова положили начало производству оружия, которое развилось затем в Туле

 

Город, где зародилось оружейное дело

С XVI столетия Дедилов стал выделяться изготовлением оружия: пищалей, мечей. Здешние кузнецы славились особой мастеровитостью.

В городе была налажена добыча железной руды на реке Оленья. Работали примитивные «доменные печи»: большие горны, снабженные сильными мехами.

В печи засыпались уголь и руда, разжигался огонь, и несколько мужчин начинали качать мехи - так производилась плавка. Железо выделывалось из глыбовой руды, добываемой из земли с помощью бадеек и воротов, а также из болотной руды, находимой на поверхности земли.

- Считается, что именно кузнецы Дедилова положили начало железному производству, которое развилось затем и в Туле, - подчеркнул Павел. - В 1595 году 30 семей дедиловских кузнецов-самопальщиков были переселены в Тулу для организации производства оружия. Для них в Заречье была создана Кузнечная слобода.

Из города в село

С середины XVI века крепость Дедилова почти 200 лет находилась в осадном положении. В районе города пролегал главнейший путь татарских вторжений в Московские пределы - Муравский шлях. В центре событий Дедилов был и во времена восстания под предводительством Ивана Болотникова - местные казаки поддерживали бунтарей. Был город оккупирован и войсками Лжедмитрия Второго.

В XVIII столетии, в связи с расширением границ Московского государства, Дедилов потерял свое стратегическое значение — перестал быть порубежной крепостью, боевым форпостом Тулы.

В 1777 году Дедилов занял место заштатного города Богородицкого уезда Тульской губернии, а позднее и вовсе был разжалован до села.

Церковь святой Параскевы Великомученицы

 

То, что осталось потомкам

Сегодня Дедилово числится в Киреевском районе Тульской области, является центром Дедиловского сельского поселения. В селе проживает примерно 1,5 тысячи человек. Оно по-прежнему стоит по берегам Шиворони и Оленя.

Известно, что к началу XIX века в Дедилове существовало девять церквей, восемь из них были закрыты и разорены при советской власти.

Каменной из этих девяти была лишь одна - имени Святого Тихона Амафунтского Чудотворца, построенная в 1749 году. От нее остался только небольшой фрагмент каменной стены, который можно наблюдать на холме. Сохранились и остатки церкви Живоначальной Троицы (1850-1893).

В настоящее время функционирует церковь святой Параскевы Великомученицы, построенная в 1869 году.

Останки воинов находят до сих пор

Теперь на месте крепости-защитника - на высоком мысу правого берега реки Шиворони - дикий пустырь. Рядом расположено «Старое городище». Впервые оно было обследовано археологической экспедицией Тульского областного краеведческого музея в 1935 году и Верхнеокской археологической экспедицией Института археологии АН СССР в 1967 году.

С северной стороны оно по сей день защищено валом, с востока - широким и глубоким оврагом. Посередине, с запада на восток, сохранились остатки внутреннего вала. Южная часть защищена обрывом в сторону реки. Культурный слой содержит обломки гончарной керамики домонгольского периода и времени XIV—XV вв.

Также на территории «Старого городища» установлен крест на братской могиле воинов, погибших в 1552 году.

- Тогда 15-тысячное войско князя Щеняева и воеводы Курбского настигло отряд орды Дивлет Гирея у реки Шиворона, - рассказал Павел. - Оно разбило его и потом одержало еще одну победу над подоспевшим 30-тысячным отрядом крымских войск, в составе которых шли турецкие янычары с «вогненным боем», которые использовались для осады Тульского кремля.

Останки воинов, сражавшихся в той кровавой битве, находят до сих пор.

КСТАТИ

Среди историков есть мнение, что Дедославль и Дедилов — это не одно и то же.

Ипатьевская летопись рассказывает, что Дедославль был расположен где-то в нашем крае, однако для определения его точного положения, по мнению специалистов, необходимо провести серьезнейшие археологические исследования.

Основания сомневаться в тождестве этих городов у ученых есть, так как методы, использовавшиеся для локализации, по их мнению, недостаточно полны и доказательны.

Многие историки считают, что вопрос поиска и установления реального политического и религиозного центра вятичей нуждается в новой проработке на основе объективных археологических данных.

От церкви Святого Тихона Амафунтского Чудотворца остался только небольшой фрагмент каменной стены

Автор: Якушина Виктория