Можно ли в Туле стать богатым и знаменитым, рисуя копии картин великих живописцев?

Игорь Копытов
22.11.2019, 04:24

Сегодня популярным западным трендом стало приобретение для частных коллекций официальных копий полотен знаменитых художников. А законодателем моды тут вновь оказалась Поднебесная, где, кажется, могут создать копию чего-угодно и продать ее по более низкой и привлекательной цене.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дело дошло до того, что в Китае есть целая деревня Дафен, жители которой специализируются на создании копий мировых шедевров. Здесь находится более 600 галерей и мастерских, в которых работают более пяти тысяч художников. В общей сложности в деревне Дафен создается более 5 миллионов картин каждый год стоимостью от 200 юаней (примерно 2 000 рублей).

На днях в Выставочном зале Тульского отделения Союза художников России открылась экспозиция тульского живописца Андрея Чукина – известного талантливого копииста итальянских мастеров эпохи Ренессанса – «Здравствуй, Леонардо!»

Андрей – уроженец Тульской области, чьи работы находятся в Тульском музее изобразительных искусств, Государственном мемориальном историко-художественном и природном музее-заповеднике В. Д. Поленова, в музее-усадьбе А. Т. Болотова, доме-музее Альбрехта Дюрера в Нюрнберге (Германия), Музее современного искусства мэрии Парижа (Франция) и многих частных коллекциях. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как ясно из названия новой выставки, большая часть экспозиции посвящена копиям известнейших картин Леонардо да Винчи.

– Выбор темы неслучаен, ибо Италия вообще моя любовь, я там бываю, работаю, пишу не только копии, но и пейзажи. А выбор в пользу картин именно Леонардо пал из-за его 500-летия, отмечаемого в этом году, – поясняет Андрей Чукин. – Но это не говорит о том, что я ограничиваюсь в своем творчестве исключительно эпохой Ренессанса. Сейчас вот планирую делать целую серию копий работ известных художников, которые когда-то находились в «Эрмитаже», но в начале 30-х были проданы за границу. Конечно же, хотелось бы поближе познакомиться с этими картинами, но они труднодоступны сегодня, поскольку находятся в Национальной галерее США.

– Чаще всего рисуете по фотографиям или есть возможность работать с оригиналами?

– Конечно, если есть возможность видеть сам оригинал, – это многое дает! Существуют просто такие нюансы, которые не улавливаются по фотографии при работе с экрана. Поэтому могу с гордостью заявить, что большая часть тех картин, что сейчас на выставке, – это мой живой контакт с оригинальными полотнами. К сожалению, я не работаю, как реставраторы – в «тепличных условиях», в специально отведенных помещениях, со специальным хорошим освещением. У меня самые обычные условия большинства современных копиистов. Подчас приходится делать эскизы, изучать поверхность картины в экспозиционых залах музеев, когда вокруг толпы беспардонных туристов.

– Краски особенные используете, пытаетесь ли вы состарить специфическими методами копии под состояние оригинала?

– Это зависит от цели, которые ставит перед собой художник. Сами по себе качественные краски – это очень важно. Большое значение играют пигменты, потому что у каждого из них свои особенности реакции с другими красками, полотном. В конце концов мы не можем быть стопроцентно уверены в цветовой палитре картины 500 лет назад.

Время – это тоже большой художник. Бывает так, что когда-то использовали пигмент зеленого цвета, но со временем он перецвел в тот же коричневый. Каким рисовать мне элемент картины? В таком случае я экспериментирую. Выбираю тот цвет, который мне самому нравится, хорошо гармонирует с остальным на полотне. Мне кажется, я имею право оставить тот, который сочту нужным. Я же художник, а не реставратор!
Кстати, вот сейчас в экспозиции есть картина Леонардо да Винчи «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – у меня на ее дальнейшую реконструкцию уйдет еще года два как минимум – там много интересных цветовых нюансов. Так что тот вариант, что можно увидеть, – еще не окончательная копия.

– А вообще, как вам в голову пришло специализироваться на копиях?

– Когда я еще только обучался живописи, копирование считалось несколько враждебным направлением искусства. Даже преподавалось исключительно на отделении реставрации и в стенах считанных в нашей стране вузов – Петровской художественной академии, например, и Суриковском училище.

Я же пришел к этому сам, в первую очередь, для создания своей собственной коллекции, более плотного изучения классиков, совершенствования своей техники письма. Ведь те произведения искусства, которые я копирую, находятся в весьма недоступных для общего осмотра местах. А мои работы – это прекрасная возможность посмотреть на шедевр вживую для всех желающих. Я часто устраиваю, например, экскурсии по своей коллекции для воспитанников художественных школ.

– Копиист – коммерчески выгодное для вас лично направление творчества?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Я копирую не совсем рыночных авторов и сюжеты. Их заказывают довольно редко, и в основном музеи. При этом оговаривают, что это не коммерческий проект. Копии выполняют культурно-просветительскую миссию. Я на этом не зарабатываю.

– А как же опыт Поднебесной?

– Там художники поставили копирование художественных шедевров на поток, да, но качество традиционно китайское. Быстро и много – не значит хорошо. То, что и как они рисуют, – типичный ширпотреб в угоду потребительскому спросу.

Лента настроения
0 оценили
Партнёрские новости
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
Партнёрские новости
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