Новость дня Общество

«Копье Пересвета – это религия творчества»

Михаил Коренюгин
10.02, 12:09

Автор Александр Лапин представил новую книгу в Москве.

Несколько недель назад это были обычные студенты из липецкого железнодорожного колледжа, не особо знакомые с литературой и историей. А сейчас – это "продвинутая" публика столицы, люди, которые читают и пишут. Это именно та аудитория, с которой взаимодействует писатель Александр Лапин. И предсказать, где он окажется в ближайшее время – на встрече с читателями или в поисках нового материала – невозможно.

На этот раз живая беседа прошла в книжном магазине "Достоевский", расположенном рядом с московским Кремлем. Несколько дней назад там собралась элита столичной интеллигенции. Поводом стала презентация книги Лапина "Копье Пересвета" (16+).

«ПОДВИЖНИК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

Первым слово взял главный редактор издательства "Вече", историк, писатель и поэт Сергей Дмитриев.

– Наша совместная «эпопея» с Лапиным продолжается уже 12 лет. За это время мы выпустили около десяти книг. "Вече" стало свидетелем появления цикла романов о современности. Александр Алексеевич не стал ждать, как Толстой, 50–70 лет – он сразу взял быка за рога: начал описывать жизнь, которую мы пережили. Сага "Русский крест" (16+) рассказывает о героях на протяжении примерно 30 лет, начиная с 1985 года, охватывая перестройку, слом эпохи, крушение СССР и новые постперестроечные коллизии. Когда мы издавали "Крымский мост" (16+), сам объект еще не был построен. Лапин не боится писать о современности и смело погружает своих персонажей в бурную жизнь XXI века, включая СВО. На мой взгляд, это подлинный авторский подвиг. Не зря сага была отмечена множеством наград и вызвала колоссальный интерес среди читателей. Мы постоянно переиздаем книги Александра Алексеевича, как в демократичном, так и в более классическом формате.

Сергей Дмитриев выразил благодарность автору за его труд и подчеркнул, что Лапин обязательно посещает места, о которых пишет. По словам директора издательства, Лапина можно назвать подвижником и странником русской литературы.

– Как Блок в своих "Скифах", вы – провидец. Смотрите вперед, – обратился Дмитриев к Лапину. – Желаю вам новых свершений. Приятно, что мы работаем вместе.

«ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ФАНТАЗИЯ НЕ СПОСОБНА НА ТАКОЕ»

Председатель Союза писателей России Николай Иванов восхитился смелостью Александра Алексеевича.

– Отправиться в историческое путешествие и пригласить читателя с собой – задача непростая. Когда речь идет о современности, сразу появляются множество экспертов, готовых высказываться по любому вопросу. Вы не боитесь, и сами становитесь частью книги. Чисто по-писательски завидую информационной насыщенности ваших романов. Поездки по описываемым местам – это необходимость для автора. Человеческая фантазия не в силах создать то, что показывает сама жизнь. Это всегда ощущается. У страниц появляется другая интонация, запахи, звуки, объем. Вы с огромным уважением относитесь к истории, и это видно.  

Несколько лет назад Александр Лапин предложил Союзу писателей учредить совместную премию «Моя Россия» для поддержки авторов, пишущих на патриотические темы. По словам Николая Иванова, литературный конкурс оказался крайне востребован и актуален. Места для награждения победителей выбираются не случайно: это знаковые точки в истории нашей страны. Первый раз церемония прошла на Куликовом поле, второй – в Калуге, где происходило стояние на Угре.

– Однажды я подошел к роднику, хотел попить. Подошла монахиня и сказала: «Вы поступаете неправильно. Наверное, вы из города. Чтобы вода подействовала, сначала промойте глаза, ведь они многое видели. Затем уши, они много слышали. И только после этого можно пить чистую воду. Александр Алексеевич, вы пьете чистую воду из родника. Завидую, что можете так работать, быть столь трудоспособным.  

Отдельно Николай Иванов высказался о том, нужно ли сейчас писать на тему СВО. Ведь некоторые авторы считают, что следует подождать, пока все уляжется.

– Вот где-то сейчас в окопе, в точке ноль, сидит солдат. Через пять минут ему в атаку. Он надевает красную повязку – штурмовик. Что он скажет: «Я подожду, пока привезут боеприпасы» или «Подожду, пока погода улучшится»? Нет, он идет и побеждает. Почему же писатель должен ждать, думать и через десять лет начинать говорить? Наше слово также находится на передовой. Мы тоже идем в атаку, отстаиваем интересы сегодняшнего дня, чтобы завтра было лучше. 

Перед выступлением следующего гостя ведущий спросил Александра Алексеевича, как он «переквалифицировался» из журналиста в писателя?

– На факультете журналистики нас было человек сто. Все мечтали написать шедевр и прославиться. Журналы и газеты казались поденщиной. А литература – это другое. Вот исполнилось нам по 60 лет, но никто ничего не написал. Тогда я сказал себе: сейчас или никогда. Начал работать. В 2013 году вышла первая книга. За 12 лет я опубликовал целый цикл. Смысл жизни – реализовать данный Богом талант. Иначе придет час умирать, и будешь себя корить: мог, но не сделал. У меня долго было ощущение, что я работаю вполсилы – строю холдинг, занимаюсь бизнесом просто для выживания. Нужно было что-то сделать по-настоящему. И вот я сел и написал эту эпопею, которую называю «Руссиада»,– пояснил Лапин. – Проще говоря, я мог и я сделал.

ПРОРОКИ И БЫТОПИСАТЕЛИ

Затем слово взял главный редактор газеты «Вечерняя Москва», писатель и соратник Лапина по «Комсомольской правде» Александр Куприянов:

–  Я делю писателей на две категории. Первая – пророки, к которым относятся Толстой, Достоевский, Распутин, Астафьев. А есть бытописатели, например, модный Довлатов. Писатель-пророк знает, как жить, а бытописатель просто показывает, как живут люди. Чехов метался между этими полюсами. Но Лапин, мне кажется, один из немногих современных писателей, который тяготеет к пророчеству.    

В подтверждение своих слов Куприянов процитировал отрывок из книги «Копье Пересвета»: «Донбасс – это фронтир русской империи. Сюда мы – русские, чеченцы, буряты, башкиры, адыги, татары – пришли, чтобы защитить русский мир. Это большая битва, битва идей. Россия – это тоже идея. А идеи всегда противоречат друг другу. В основе любого конфликта – битва идей. Если есть идеи, значит, есть и люди, готовые за них сражаться и отдавать жизнь.» 

– Сегодня я выступал перед кадетами, и они спросили: «Правда, что на Украине фашисты?». Ребята не верят: это же наш славянский народ. Мы вместе воевали и побеждали. У меня с собой был выпуск «Комсомолки» от 1985 года. Очерк на последней полосе назывался «Двойники». В нем говорилось о комсомольской группе ребят, которые в Белой Церкви, известной на Украине, начали играть в фашистскую группу. Изучали книгу Гитлера, кидали зигу. Закончилось тем, что на крыше растягивали кошек, бросали в них ножи, убивали – тренировали волю. Корреспондент внедрился в эту группу под видом продавца пластинок и стал почти их лидером. Понял, что их можно брать. Главный редактор Геннадий Николаевич Селезнев полгода пробивал этот очерк через цензуру. Материал вышел с сокращениями. Это о том, как на Украине живут с двойной моралью, постоянно обижаясь на Россию и русских, они были готовы к другой идеологии.

Когда вышел очерк, заведующий отделом пропаганды ЦК КПСС Владимир Николаевич Севрук вызвал автора. Закричал: «Как ты смеешь? Партбилет на стол. На Украине невозможно возрождение фашизма!». И кинул в меня яблоко, которое в тот момент ел. Яблоко я поймал. Некоторые сейчас тоже считают, что это все пропаганда, домыслы и фантастика. Но напомню: это был 1985-й год. Севрук тогда говорил мне: «Зачем ты обобщаешь? С Украины немцы вывозили землю в вагонах, не только людей в рабство уводили. Там невозможно возрождение фашизма». Книга Лапина именно об этом.

У меня дочь живет в Америке и два года не отвечает на письма. Считает, что меня здесь пытают, заставляя быть «путинцем», и что я главный редактор газеты только потому, что мне так велят. А правда – на другой стороне. Теперь они очнулись от этой «правды». Все, что происходит, – это маленький тихий ужас. Трудно бороться за истину. Сейчас линия фронта проходит через наши сердца. Но другого пути у нас нет. Мы обязательно победим.

Гендиректор радиостанции «Говорит Москва», Председатель совета директоров газеты «Комсомольская правда» Владимир Мамонтов подчеркнул, что Александр Лапин всегда был писателем.

– Когда мы подружились, гуляли по Москве, посещали друг друга, он рассказывал, как понимает эту жизнь. Вспоминал события из Казахстана. Затем он стал спасать «Комсомолку». Он был одним из тех, кто поддержал издание. Александр – писатель не потому, что вдруг начал писать. Он великолепный журналист, и в нем всегда было стремление к осмыслению. Внутри него происходит большое человеческое движение. Это первый тезис. Второй. В контексте великих русских писателей, о которых уже говорили. Вчера я читал «Пожарных собак» (0+) и «Трех медведей» (0+) Льва Толстого. Как автор больших произведений, Лапин уже успел многое сказать. Возможно, сейчас самое время для его «Трех медведей»? Почему бы и нет? Таково пожелание.

НАСТОЯЩАЯ ИСТОРИЯ И РЕЛИГИЯ ТВОРЧЕСТВА

После выступлений гостей Александра Лапина попросили рассказать о своем литературном пути: с чего он начинался и в каком направлении движется.

– Человеку всегда кажется, что его жизнь уникальна. Ничего подобного у других не было и не будет. Я тоже считал, что мои радостные детство и юность в СССР – исключительное явление, поэтому и написал книгу «Утерянный рай» (16+). В молодости у нас было твердое убеждение, что мы живем в лучшей стране с самыми лучшими законами и вождями, в атмосфере справедливости. А потом жизнь понеслась скачкообразно, в ней было все: любовь, ненависть, враги, нищета, богатство – сумасшедшие деньги, которые буквально падали с неба. Мы жили с драйвом, весело, на полную катушку. Об этом тоже захотелось рассказать в «Русском кресте». Когда события вошли в спокойное русло, я создал «Время жить» (16+). Писать «Копье Пересвета» я не планировал. Закончил всю эпопею на «Книге живых» (16+). Затем началась СВО, и все перевернулось. Пришлось начать новое произведение.

В моей голове и затем в книгах сложился масштабный сюжет. Но чтобы понять замысел, нужно читать эпопею в правильном порядке. Она писалась, как снимаются «Звездные войны» (12+) – первая, пятая и т.д. А на самом деле начинается все с романа «Страсть и бомба Лаврентия Берии» (16+) – о создании атомной бомбы, затем идет шеститомник «Русский крест» (16+), в который прочно включен «Крымский мост». И завершить нужно «Копьем Пересвета». Надеюсь, что в следующем году мы с «Вече» издадим книги в этом правильном порядке.

В «Крымском мосту» главный герой отправляется на американском лайнере вокруг Европы. По ходу его перемещений я касаюсь западноевропейской истории. В «Копье Пересвета» персонаж движется по «великой дуге русской истории» – плывет по реке от Санкт-Петербурга до Ростова-на-Дону. Некоторые считают, что в моих книгах слишком много исторического материала, но я делаю это намеренно, чтобы показать, как все было на самом деле. Я опираюсь на документы. Не нужно высказывать новую точку зрения о ходе Сталинградской битвы, достаточно приложить пять докладных, которые поступали Берии. С фактами не поспоришь, все подтверждается документами.

Сейчас Александр Лапин изучает историю Смутного времени, в частности судьбу касимовского хана Симеона Бекбулатовича. Попутно он разбирается с такой знаковой фигурой, как Иван Грозный. Для сбора материала он недавно посетил Александровскую слободку.

В конце встречи Александр Лапин добавил несколько слов о «Копье Пересвета». Он объяснил, что это не просто оружие, а новая религия – религия творчества:

– Ее придумал Даниил Андреев, а я развиваю его постулаты. Современный человек стремится к потреблению и комфорту, хочет быть сытым, пьяным и сидеть в очках виртуальной реальности. Самая большая ценность – свободное время. Чтобы не превратиться в животных, людям необходимо его тратить на творчество. Только оно помогает развиваться и духовно расти.


Новости по тегу
Лента настроения
0 оценили
Партнёрские новости
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
Партнёрские новости
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
eyJpdiI6InNXdDFERzk3R3NxRGp0R0ZnOUVYSVE9PSIsInZhbHVlIjoiK3BCZ2Iyb3JnTlhHY0FVb0VQb0NUWTQyOTMrcTJYdEdoVm0wR3h5d3BWLzVYWFJNUC9YM0ZvSHdFQlp1UFZ6STRGcForWXlZSUtTK2I4Q0VFUU82NXowTHVtUHRGdG04MGM4cU1tZE5PTmZrM3dwZU1id1dNM3RJYkNkYVI1WkdLaDdaZWNSUFRUbnJTWnRBZG44dlVKNmlPNE5hOXozOUNQclNKbE5uanNtSGw0L2o4bjVmUVErUUdzMWpjRUp2YUZ4R0ExL3ZXT0VBendrMkRqQ3R3MHJDZGp6MENzdmZ5RG50RzRKOFB0cWJQT2J3OVBOemdCcmVSMERQQ3dQWGJhQlZCSWUvNDIrZjNScllzMXlPYlJKME1qblpJUWhWY3NNUW0rOE1JYUMxdHQ1MmlYSmpVay8xdUJJUkZEblhFTWszSFhMZHlVb1IzNzdoWTJaRFBkZ292OGRUamE5V2JKTS85YnNlZURjMHJ4TUMxNEE2M0hodmZ0Mjh4dlE0SlZsaG1ER0Z5YUZQZGZJQlo0TFErQzVFWW5DbjlrSlBBVHU2NnFadTlTTkZZbytQWFhjYWw4L2Izbkx5TklFR1ZBRUxtdE03K0pHTzFDOEUyVFlPS3N5alhna2VwTTllTEl6Z0hMM0xtemh6TlQ1Zzd5UDVsRWJTY1JWK2RzR2FjUldWSXMzRVA1QWI4UE1FeTFqOENBZExPeG1lWjV0YXBDS1QzSE5GWk1tbkk1S3VLemtOMm5seFlSbWo2ZU0yY0xTaWY5cEQxdHZQWk9mU1lPaFMrN2RwWENTMjc0WWs2MG0yWUtIRFF2NU1YYVRoMU9EdFg1M2xyM28veWlZdyIsIm1hYyI6ImU2NDNmNTQ4MjNiYTBjMDBkMTgwYTgxZWRhNjcwZDVkMzNjMjI4Y2I1NWI5MWUyZmJkNGM5MTE2NGU5YTUzZTIiLCJ0YWciOiIifQ==