Календарь истории. 30 апреля: Малый театр в Туле показал спектакль на злобу дня

Сергей Гусев
30.04.2022, 05:30

30 апреля 1912 г. Тула имела редкое удовольствие – посмотреть спектакль артистов Императорского Малого театра. Давали репертуарную пьесу «На полпути» английского драматурга Артура Уинга Пинеро. Зрительный зал был переполнен.

Малый театр был первым, кто поставил эту пьесу, написанную в 1909 году, на русской сцене. Современники утверждали, что она напоминает не особенно выдающиеся английские романы. Обращали внимание на назидательность и на то, что настоящего художественного интереса она не представляет, как драма вовсе не захватывает, а герои достаточно салонны.

Трудно судить, с того времени «На полпути» в России практически не ставили и не издавали.

Однако в Туле спектакль очень даже понравился. В «Тульской молве» писали, что «мы видели не пьесу, а жизнь. Правда, жизнь чужого для нас народа, психология которого в некоторых своих проявлениях, быть может, и не совсем понятна для многих из нас. Зрители чувствовали все время правильность изображаемого. Правду – местами немного грубую, но не подкрашенную, настоящую, без резких жестов и выкриков, к которым прибегают обычно артисты, желающие подчеркнуть то или иное положение. И эта жизненность главным образом и подкупала зрителей. Ансамбль был полный».

Наибольший успех выпал на долю г-жи Лешковской, выступившей в заглавной роли Зои Блондель, С. Лепковского – Теодор Блондель и г. Бравича, который вышел в роли Питера Мотрама. Лешковская играла главную героиню и на московской сцене, а вот Лепковский заменил другого премьера – Южина. Между прочим, уроженца Тульской губернии.

Пьеса «На полпути» привлекала внимание публики тем, что затрагивала старый, но вечно новый вопрос: современный брак, не освященный детьми. Ее главные герои Теодор Блондель и его жена вроде бы жили в счастливом супружестве. Они достигли желаемого: богатства, роскоши. Но, идя по этому пути, они нарушили самый старейший из всех законов: закон природы. Искусственно они устранили со своей дороги то, что мешало их первоначальной цели – детей. Зрители видели, что из-за отсутствия детей в семье началась драма – беспричинные ссоры, озлобление.

Друг обоих супругов Питер Мотрам резонерствовал по этому поводу: «Между первой и второй половиной брачного пути есть канал. В нем много подводных камней и рифов. Происходят постоянные крушения. Место бурь. Этот канал необходимо переплыть всем супругам. Иные переплывают его раньше, иные позже. После такого путешествия в семье снова воцаряется мир и любовь. Для семейного очага это самое страшное: полпути, когда после крушения приходится подбирать осколки дорогой разбитой вазы и склеивать их».

Иным, по теории Питера Мортрама, это удается в совершенстве. Склеят так, что даже трещин не заметно. Однако Теодору Блонделю и его жене не удалось благополучно переплыть канал. Дорогая чашка упала и разбилась. Заклеить ее Теодору помешала мужская гордость: как он будет пить из чашки, из которой на полпути сделал глоток кто-то другой. И по воле автора чашка была брошена в море.

Конечно, есть во всем этом некоторая напыщенность. Но сама тема не только не потерялась с годами, а стала сейчас даже еще более актуальной.

Лента настроения
0 оценили
Партнёрские новости
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
Партнёрские новости
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