Календарь истории. 2 ноября: совершен пробный рейс трамвая в Чулково

Сергей Гусев
02.11.2021, 05:30

2 ноября 1931 г., в три часа дня, были пущены два первых пробных вагона чулковской трамвайной линии.

В вагонах ехали секретарь горкома партии Седельников, заведующий коммунхозом Демин, заместитель заведующего коммунхоза Осташев, строитель трамвайной линии инженер Посельский и другие.

«Вспыхнула голубая искра на проводах. Вагоны пересекли стрелку улицы Коммунаров и осторожно двинулись по новой линии. Цирк, новый трамвайный мост, – и вагоны на дамбе. – описывал «Коммунар». – По трамвайной линии с обеих сторон сотни взрослых и детей. Путь от улицы Коммунаров до ул. Плеханова исправен. Обратно вагоны двинулись по другой линии, которая также оказалась исправна».

Пуск трамвая в Чулково стал огромным событием в жизни Тулы. Ведь перед этим пришлось решить немало строительных проблем. В первую очередь возвести мост через Упу из центральной части города в нынешний Пролетарский район. На тогдашней улице Михеева, а теперь Советской снесли Троицкую церковь, стоящей на пути трамвайного прогресса.

Весь период строительства катастрофически не хватало рельсов, и «Коммунар» регулярно сообщал о том, сколько и когда ожидается поставок рельсов в город. Регулярно проводились субботники с участием трудящихся города. При этом на момент пробного пуска из 8 000 метров была произведена пришивка рельсов лишь на 7 600, и оставалось пришить 400 метров. На балластировке в день пробного пуска работало 85 подвод, хотя требовалось 200. Воздушная линия от улицы Коммунаров до улицы Плеханова уже была подвешена.

Но справились.

Официальный же пуск трамвайной линии в Чулково состоялся 7 ноября. В двенадцать дня колонна из десяти свежеокрашенных вагонов выстроилась на улице Советской. К вагонам с развернутыми знаменами подошли рабочие патронного завода.

«Из года в год рабочие патронного завода и жители Чулкова вносили в наказ горсовету требование – построить трамвай в Чулково. Чулковский трамвай – это громадная победа тульского пролетариата и всей общественности, – сказал на торжественном митинге секретарь парткома патронного завода Пирогов. – Связывая Чулково с центром города, трамвай улучшает бытовые условия рабочих».

Остальные выступающие отметили горячее участие рабочих патронного завода и всей тульской общественности в строительстве.

После окончания митинга заместитель председателя горсовета Иванов разрезал красную ленточку и дал старт вагонам в Чулково. После сигнального звонка головной вагон тронулся с места, а за ним, соблюдая дистанцию, остальные вагоны с пассажирами – рабочими патронного завода, с оркестром и музыкой.

На улице Марата несколько вагонов перешли на левый путь и под звуки оркестра вошли на территорию поселка им. Томского. Здесь рабочие патронного завода и жители поселка встретили первые вагоны трамвая бурной овацией. Строителей линии, инженера Посельского рабочие завода и жители качали и восторженно подбрасывали вверх.

С 9 ноября по Чулковской линии от улицы Коммунаров до поселка имени Томского, где конечная станция располагалась около бывшего старообрядческого кладбища, стали курсировать восемь вагонов.

На фото: строители чулковской линии

Лента настроения
0 оценили
Партнёрские новости
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
Партнёрские новости
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