Новость дня Коронавирус в Туле

В Туле рекламируют псевдолекарства

Валерия Патракова
05.06.2015, 14:54

У Раисы Мартыновой, 73-летней пенсионерки из Тулы, серьезные проблемы со зрением. Недавно она перенесла операцию по замене хрусталика на одном глазу, второй слепнет из-за катаракты. Поэтому рекламу чудо-средства от «глазных» болезней, обнаруженную в почтовом ящике, тулячка восприняла как панацею.
- Обычно всю рекламу, которую нам в почтовые ящики кладут, я собираю в макулатуру. А тут вдруг одна из газет выбилась из общей кипы, - рассказывает Раиса Борисовна. - Причем на первой странице рекламировали капли из натуральных компонентов от болезней глаз.
Со страниц газеты Раисе Борисовне предложили «подарить себе идеальное зрение» и пообещали, что результат будет заметен сразу.
- После перенесенной операции ощущения не самые лучшие, - вспоминает пенсионерка. - Еще раз пережить вмешательство такого рода я бы не хотела. А тут такие чудо-капли, да еще все компоненты натуральные - в составе значились сок алое и витамины. Я решила, что нужно их купить.

Кот в мешке

Вернувшись домой, Раиса Борисовна позвонила по телефону для консультации, указанному в рекламе. Ей все очень подробно рассказали о каплях «для прозрения». По словам пенсионерки, впечатление от разговора осталось положительное - фирма внушала доверие.
- Показалось, что по телефону меня консультировал врач — все очень грамотно рассказал, - продолжает Раиса Борисовна. - Подкупило, что меня сразу отговорили приобретать капли на весь курс. Сказали, что сначала надо попробовать  - вдруг аллергия на компоненты начнется. И я решила – беру.
Реклама утверждала: для профилактического приема нужно «прокапать» 4 флакона - каждый по 610 рублей. Для пенсионеров якобы действует скидка. То есть вся покупка обошлась бы в 2280 рублей - сумма пусть и не самая большая, но ощутимая, особенно для кошелька пожилых людей. Но Раису Борисовну в последний момент
остановила вовсе не цена, а отсутствие дополнительных сведений. Пенсионерка заметила, что в газете не была указана информация о возможных противопоказаниях.
- Да и внучка стала отговаривать меня от опрометчивого шага, - вспоминает Раиса Борисовна. - Она посмотрела газету и сказала, что в ней даже не указан тираж и адрес редакции, что незаконно. Но честно говоря, если бы мой лечащий врач сказал мне, что рекламируемые средства из газеты помогают, я бы ему поверила и купила бы те капли для глаз, не задумываясь. Нужно же кому-то в этом мире верить.  

Кладезь нарушений

Действительно, людям хочется верить в чудо-средства от всех болезней. Но можно ли? Корреспонденты «Центра 71» решили выяснить, насколько достоверна и законна информация, которую распространяют «газеты здоровья». Листаем «Вестник здоровья» и «Народную медицину», которые положили в почтовый ящик Раисы Мартыновой. Первое, что бросается в глаза — отсутствие «предупреждалки» на страницах газет. Согласно законодательству, каждая рекламная статья, рассказывающая о любых лекарственных средствах, должна сопровождаться предупреждением о возможных противопоказаниях и необходимости консультации со специалистом, а публикации о БАДах — предупреждением о том, что данное средство не является лекарственным. По закону надпись должна занимать для БАДов — 10% от текста, для лекарственных средств — 5%.
Надпись мелкими буквами «Перед применением проконсультируйтесь со специалистом. Не является лекарством» стоит на последней странице газет. Но это дела не меняет. Такая формулировка, во-первых, неверная — она просто «объединила» предупреждение по лекарственным средствам и БАДам, а во-вторых, ее на всю газету, напичканную рекламой, явно недостаточно.
Еще одно нарушение закона — отсутствие выходных данных. На последней странице не указаны адрес редакции, тираж, контактные данные. По закону печатные СМИ обязаны публиковать такую информацию.
При более детальном рассмотрении замечаем некий «ГОСТ» в рекламе глазных капель, приглянувшихся Раисе Мартыновой. Выясняем, что этот стандарт носит название «Изделия косметические жидкие. Общие технические условия». Он распространяется на жидкие косметические изделия - лосьоны, лосьоны-тоники, тоники, средства для завивки и укладки волос, дезодоранты и дезодоран-
ты-антиперспиранты, антиперспиранты и тому подобное. Но никак не на лекарства. К тому же данный ГОСТ уже отменен.

Комментарии
специалистов


Юрий Елагин, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы:

- В силу статьи 3 Федерального закона N 38-ФЗ рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Законом о рекламе установлен запрет на недобросовестную и недостоверную рекламу. Кроме того, предусмотрено, что в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Если в газете отсутствуют выходные данные (ФИО редактора, адреса редакции, издателя, типографии и т. д.), найти распространителя рекламы (изготовителя газеты, рекламодателя) не представляется возможным.

Нина Груздевская, педагог-психолог:

- Русские люди склонны, как никакие другие, к ожиданию чуда, особенно пожилые. Поэтому очень важно предупреждать людей о «подводных камнях» различной рекламы. Это должны делать в первую очередь родственники или социальные работники.

Тем временем

Препараты с доставкой на дом

Недавно в Туле появился новый вид рекламы: штампики на дверях подъездов. Тулякам предлагают купить средство для повышения потенции с доставкой на дом. Не заметить рекламу невозможно – штампы красуются около ручек дверей. Насколько это законно? За ответом на этот вопрос мы обратились  к Андрею Ярцеву, начальнику отдела информации и общественных связей УМВД России по Тульской области. - Сейчас сотрудники полиции разбираются с ситуацией распространения рекламных надписей на подъездах, - ответил Андрей Викторович. - Реклама в виде штампов с указанием номера телефона и лекарственного средства является нарушением законодательства. Любые лекарственные средства должны продаваться исключительно в специализированных учреждениях. Чтобы не навредить здоровью, полиция Тульской области просит граждан не покупать лекарственные препараты, продаваемые посредством незаконной рекламы.

Был случай

В 2014 году антимонопольная служба установила, что по почтовым ящикам многоквартирных домов Тулы распространялась газета «Народная медицина» с рекламой экстрактов, мазей, кремов, бальзамов. Рекламируемые в газете товары не являлись лекарствами. Они были представлены как панацея от многих серьезных заболеваний. Проверка установила: реклама создавала впечатление, что объекты рекламирования обладают лечебными свойствами, положительно влияют на течение болезни, в рекламе приведены письма физических лиц, утверждающих об их целебных свойствах, содержатся ссылки на конкретные случаи излечения. За данные нарушения предусмотрена ответственность. НО! Газета, в целях уклонения от нее, не указала информацию о выходных данных периодического печатного издания. Важно Незаконными газетами заинтересовалась прокуратура Тульской области. По факту их распространения ведется прокурорская проверка.


Новости по тегу
Лента настроения
0 оценили
Партнёрские новости
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
Партнёрские новости
eyJpdiI6ImhpM0k1TTdLS3hIaXVya1R0aFJqQWc9PSIsInZhbHVlIjoiOUtDOUtTMmVocCtRYXhvVHdKWVdCdTJFRThOb2Vnd0xxeHFueXNuWlU1aVdZYU8wa2xpMGtqcGlXTjkxWkRlOXFqM0VYSHRpYVdROU1BRUxYUFdTN3h6TmpDZ1JSUGdtY3p1RXMwUXNMOHRSZ0FzYzhpL1JvMTViZzRRYUNGakgrZ2NUTzc1WExONEpuT1lBVlh1Zms2VWgyYnlTWEhWMlNjNU5aVE00L2ZHbUg1T3g4TEwvc2VUYThPamRLblZpWGNJSEFGRFlHRlFmdXQwb3Nwd0RHZXI0QWJweDFxS2xmeFpOaDRWeGVsMVNvOThrNHJwMHpoRlgxQ1pUVGd3a2IybWJGcTQxS0o3TWlCWG5JR0RTTUE2Wm1mSHN4VmduYkVlVS93K3RwZ1c1OUtBd2dWR2RlejBPWDlDVVVqRHUwVG9QYW0xUUk1VnB3M243Q3ozZ2JuQmxlQ1IxYjNFamp6ZVNBMzhvN1l6bWtyandveFdza0I2V3N5dDVFNUhSWktSNDZmTlZodUsxNlRDL2MwYS81dmhGcWxmY25IWFVRSnZqNU01MkV4Nm5DV3cxWVBWK3RuWStpZHJoaUx5bSIsIm1hYyI6IjJmZDA0ZWNiYjNmYTYxZWYxYWFhNWQwZGM5OTk2NzYzMjc4Y2Y3YjZhMDk5ODJmNDk0YTE3YTU0ZDQyY2Y5NGQiLCJ0YWciOiIifQ==
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