«Жизнь сегодня – как горная река: бурная, но мелкая»
Автор Александр ЛАПИН – о своих произведениях, тайнах истории и современном обществе.
С известным писателем, создающим романы для вдумчивого читателя, мы поговорили сразу после того, как он отправил в издательство рукопись своего нового романа.
- Александр Алексеевич, недавно мы обсуждали вашу книгу «Творческая религия. Тайный код русских писателей». А теперь вы сообщили в социальных сетях, что завершили роман «Копье Пересвета». Каково его место среди ваших предыдущих работ?
- Можно сказать, что работа над «Творческой религией» и «Копьем Пересвета» шла параллельно. Первая книга затрагивает философские концепции, которые я хотел донести до читателей. А роман «Копье Пересвета» - это совершенно другая история. Он завершает «сагу о поколении», как ее охарактеризовали критики. Здесь я прощаюсь с героями «Русского креста», «Крымского моста», «Святых грешников» и других произведений. Таким образом, завершается обсуждение многовековой истории России. Если отсчитывать от книги о Лаврентии Берии, то сюжет охватывает период с 1920-х до 2024 года. В итоге получается целый век. Это рассказ о том, как развивалась страна, как она жила и что происходило в критические моменты.
Я планирую сначала издать «Копье Пересвета». Затем объединить его с «Крымским мостом», который является его продолжением. А потом – выпустить весь цикл в правильной хронологии. Все эти произведения связаны общими героями, идеями и моими размышлениями о российской истории. Надеюсь, через полтора года появится полное собрание под названием «Руссиада». Я пишу именно о русских.
В принципе, я хотел расстаться с этими персонажами и раньше – после «Книги живых»: всё, что могло с ними случиться, уже вроде бы случилось. Но военная операция продлила им жизнь, так как всё резко изменилось, и мне захотелось рассказать о этих метаморфозах.
«ТРУД ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ВЫСОКИМ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМ POTENCIAlом»
- Критики уже отмечают, что ваше произведение представляет собой художественную летопись целой эпохи. Многие события вы наблюдали лично. Это делает вашу работу уникальной: никому из реальных современников не удастся воспроизвести такой масштабный литературный труд. Как вы относитесь к таким оценкам?
- Ну, Толстой написал свою книгу почти через век после событий 1812 года. Он сам их тоже не видел. Однако он участвовал в другой войне и понимал, что это такое. Возможно, найдутся писатели, которые создадут нечто подобное. Но это действительно очень сложная работа. Она доступна лишь людям с высокой энергетикой, способным абстрагироваться от текущих событий и контролировать свои эмоции и умственные ресурсы. Это может сделать гений, которому всё приходит свыше. Или такой человек, как я - который привык работать. Мне уже 73 года, но я всё еще активно занимаюсь издательской деятельностью. И при этом продолжаю писать, потому что владею методом, о котором говорил в «Творческой религии». Я способен переключать свой разум, чтобы находить для себя, с одной стороны, отдых, а с другой – возможность творить.
Смогут ли другие это сделать? Не знаю. Сегодня мы испытываем огромный информационный прессинг. Жизнь быстрая и дерганая. Но как бурная речка - мелкая. Необходимо осмыслить всё это. Для этого нужно отойти в сторону и подумать. Но не всегда есть возможность выбраться на берег. К сожалению, люди сейчас бедные. Они не могут обеспечить себя и одновременно писать мощные произведения. Тут нужно либо стать как наши летописцы: запереться в монастыре или хотя бы на даче - и годами трудиться над книгами. Либо жить и, так сказать, пытаться получать удовольствие.
Мне в этом отношении нравится Владимир Богомолов, автор книги «В августе сорок четвертого». Он как раз говорит: чтобы писать, не нужно ничего, кроме ручки, бумаги, стола и стула.
- А как же жизненный опыт? Тут одной ручкой не обойдешься. И закрывшись на даче, откуда автор будет черпать информацию - из интернета?
- Конечно, опыт нужно сначала накопить. Сам Богомолов воевал. Возможно, участвовал в поимке диверсантов. Кстати, я тоже об этом размышляю. У меня сейчас переходный момент. Я готовлюсь к большой работе, размышляю. В то же время у меня есть желание написать что-то о «Смерше» и его руководителе. Но это будет не большой роман, а рассказ или повесть о том, как человек приходит к определённому финалу и оценивает свою жизнь. Я уже собрал огромное количество документов и теперь ищу, как их использовать.
«РЕАЛЬНОСТЬ МНОГОМЕРНА, И ЧЕЛОВЕК – ТОЖЕ»
- Кстати, ваш предыдущий роман «Страсть и бомба Лаврентия Берии» был основан на большом количестве документальной фактуры. В чем особенность только что завершенной книги?
- Это уже не документальный роман. Но я работаю по тому же методу. Изучаю источники, посещаю места событий - так называемое заземление. Размышляю. Но здесь всё построено иначе. Герои уже вымышленные. Они живут и действуют в наши дни.
Я не придерживаюсь строгих классических жанров. Гомер мог себе позволить написать «Одиссею» и «Илиаду» определённым размером, но сейчас другое время. Восприятие людей изменилось, как и представления о творчестве. Чтобы увлечь читателя и донести до него свои идеи и взгляды на мир, писатель должен использовать все доступные формы и методы.
Например, мой «Суперхан» можно считать политическим триллером. Произведение о пандемии «Вирусы» напоминает философскую притчу или эссе. «Русский крест» называют романом-рекой. В книге «Святые грешники» происходит переход от реализма к мистике. Таким образом, в цикле моих книг я начинаю с документального в «Страсти и бомбе Лаврентия Берии», а заканчиваю жизненными типажами - бизнесменами, журналистами - в «Копье Пересвета». У этих реалистичных персонажей есть своя сверхзадача – они выступают как пророки, вестники, представители высших сил.
Реальность многомерна. Те, кто читал «Розу мира» Даниила Андреева, понимают, о чем идет речь. Человек является не только носителем имени, фамилии или ИНН, но и продолжателем родовой ветви, представителем других миров, проводником какой-то миссии. Его судьба состоит из множества слоев. Поэтому я верю в чудеса. В моем последнем романе они также присутствуют, но создаются человеческими руками, потому что у Бога других нет. В то же время повествование построено строго - я не растекаюсь мыслью по древу, как некоторые авторы.
- Вы уже упомянули о заземлении - посещении мест, где происходят события ваших романов. А недавно завершили путешествие по рекам России, которое также стало странствием по нашей истории. Открыли для себя что-то новое?
- Три раза я проходил по этой великой русской дуге на теплоходах: от Петербурга до Ростова-на-Дону или Крыма. В разных романах герой совершает маршрут по-разному. В «Копье Пересвета» он плывет до Ростова, а затем едет на полуостров на машине. Эта дуга вобрала в себя значительное число событий нашей истории. Для меня очень важно открывать их по-новому и показывать людей, которые действовали в то время. Всегда стараюсь найти изюминки, способные заинтересовать читателя.
Конечно, я открыл множество интересного. Новая информация о писателях частично вошла в книгу «Творческая религия»: каковы были на самом деле Горький, Алексей Толстой, Тургенев… В некоторой степени это касается и политических деятелей. Владимир Ленин предстал передо мной с неожиданной стороны. Герой романа попадает в Ульяновск, где встречается с учеными, которые показывают ему настоящего вождя, а не тот образ, к которому мы привыкли за эти сто лет после его смерти. Живого человека вместо идеализированного образа, созданного советской пропагандой. Пусть люди сами почитают и сделают выводы.
Некоторое время я, как и многие, считал, что памятники Ленину в каждом городе не нужны. Это анахронизм. Теперь так не думаю. Лучше познакомившись с биографией Владимира Ильича, осознал, кем он был для нашей страны. Он создал её – именно в нынешнем виде. Его идеи и сегодня лежат в основе существования России. Та же федерализация, экономическая основа.
- В чем-то, наверное, и политическая…
- С небольшими поправками на время. На необходимость дать людям возможность подумать или что-то выбрать. Но на самом деле существующая система абсолютно ленинская. Никто не создал ничего взамен. Поэтому некому поставить на место ленинского памятника и сказать: вот человек, который построил новую Россию, новое государство.
ЗАБЫТЫЙ ЦАРЬ
- Куда бы вы хотели отправиться теперь? И какую информацию найти?
- Я не хочу заниматься тем, что делал 12 лет назад для «Русского креста». Тогда это была необходимость, мне хотелось высказаться о своих современниках. Мы жили в эпоху судьбоносных событий. Мы не мусор истории. Мы боролись, сражались и выстояли. Будущие поколения должны узнать об этом. А сейчас, будучи в пожилом возрасте, я не ставлю столь глобальные задачи. Но я остаюсь трудоголиком. Мне скучно без работы, поэтому стараюсь найти для себя новую тему.
И вот русская история подкинула мне интересный сюжет. Есть такой профессиональный журнал «Историк». В нем публикуются не писатели-фантасты, а именно ученые. Вот там я наткнулся на статью об интересном персонаже - татарском царевиче Симеоне Бекбулатовиче. Когда-то Иван Грозный посадил его на престол вместо себя. В течение года он, условно говоря, исполнял обязанности государя.
Об этом человеке известно немного. Никаких выдающихся поступков он не совершал. Просто был любимцем Грозного. Ивана Васильевича все считают тираном и убийцей. Но вот этот парень был ему дорог, он его поддерживал и возвышал. Я заинтересовался не самим Бекбулатовичем, а судьбой таких царевичей, или чингизидов - потомков Чингисхана, которые служили русскому престолу. Сначала они приезжали из Золотой Орды, затем из Казанского ханства, Сибирского… Крестились и влились в нашу генетическую общность, оставив определенный след.
- В общем, с героем нового романа вы уже определились?
- Да. Хотя с ним не развернешься. В качестве образца на пьедестал не поставишь. Это не Иван Грозный и не Петр Первый. Но человек, на котором, как на лакмусовой бумажке, можно проверить все события Смутного времени. Сам он был великим князем. Пережил семь царей с Ивана IV, пока мы не вышли на Михаила Романова, первого в новой династии. Так много правителей за столь короткий срок!
Этот период имел судьбоносное значение для России. Например, именно тогда – летом 1572 года - произошла битва при Молодях. Сейчас её все забыли, но если бы мы проиграли, то еще неизвестно, что стало бы со страной. Историки сравнивают это сражение с битвой 1941 года под Москвой.
Было еще много такого, что потом стало нашей гордостью или горем. Это и освобождение страны от польской интервенции, и покорение Сибири: огромные территории были присоединены. А что мы знаем о том времени? Что Иван Грозный был плохим царем, который всем головы отрубал. И что позже поляки захватили Кремль, но мы их выбили, подняв национальное самосознание. Эпоху Петра I восхваляем с утра до вечера. Или о Екатерине II снято столько фильмов, что видеть её уже не могу. А здесь много темной истории.
- Удалось что-то прояснить для себя?
- Частично я обнаружил интересные вещи, когда плавал по великой русской дуге. Например, как на самом деле собирали ополчение Минин и Пожарский. Кто был Иван Сусанин. Или факты, связанные с патриархом Никоном. Всё это есть в романе.
Сегодня я сидел в интернете и наткнулся на удивительную версию. Одна женщина-историк утверждает, что Лжедмитрий I, Гришка Отрепьев, был настоящим родственником Романовых. Конечно, в этом много домыслов, но всё же интересно. Никто не знает, откуда произошел этот «сукин сын». А тут раз - и такое утверждение: мол, Романовы сами подтолкнули его стать самозванцем. Забавно, да? Это якобы сделала мать Михаила, которая в девичестве была Отрепьевой. На основании чего делается вывод о том, что Романовы потом все архивы почистили. Не ясно, кем была мать первого царя. На этой основе люди фантазируют и философствуют. Мне стало интересно - начал углубляться и в эту тему.
- Пару слов о премии «Моя Россия», которую вы инициировали в 2023 году. В прошлом году её вручали в сентябре на Куликовом поле. Будете продолжать?
- Конечно. На этот раз церемония пройдет в Калуге. В 1480 году там произошло важное событие - стояние на Угре. Встретились русское войско и монголо-татарское. Постояли-постояли - и наши враги в какой-то момент ушли. Там тоже масса интересного. Когда я начал изучать историю, оказалось, что нам помог крымский хан. Орду должны были поддержать литовцы, а он их разбил. Кто об этом знает? У нас были очень сложные отношения с Крымом. Мы знаем только, что крымские татары, которых побили при Молодях, нападали на Россию, пытались её грабить и покорять. А о том, что они помогли нам в критический момент, никто не знает. В общем, место для награждения выбрано не случайно. Думаю, что победят действительно достойные произведения, и они найдут путь к своим читателям.
Беседовал Сергей ПРОХОРОВ
