Александр Лапин: В книгах стараюсь обходиться без вымысла
Известный писатель рассказал «Вечерней Москве» о своей новой книге «Страсть и бомба Лаврентия Берии»
- Александр Алексеевич, перед разговором подсчитала: с учетом переизданий, книга о Берии получается у вас двадцать пятой по счету. Тоже юбилей! (В этом году автор отметил 70-летие, - ред.) И как это у вас книги таким «залпом» выходили…
  
 - Вы знаете, я писатель еще советского закваса. Первая книга у меня вышла в издательстве «Жалын»
  в Казахстане, где я работал, еще в 1986-м, она называлась «Чистый исток». Сегодня можно печатать что
  хочешь, а тогда она прошла все положенные инстанции и была издана тиражом в 15 тысяч экземпляров, что по советским
  меркам было своего рода знаком качества. Потом я долго не писал, работал в «Комсомолке», а после переезда
  в Воронеж понял, что хотел бы рассказать историю нашей жизни в 1990-х. Как-то внутренне собирался, накапливал
  «запал», а десять лет назад решил заняться писательством плотно.
  
 В 2013-м издал три книги - «Утерянный рай», «Непуганое поколение» и «Благие пожелания»…
  Ну вот так мои книги массово и «вылетели». Их общий тираж по нашим временам неплох - более 60 тысяч.
  И продаются, слава Богу. Особенно те, что для массового читателя, тот же «Крымский мост», он про любовь
  и расставание, про Крым… Новая книга, про Лаврентия Берию, - документальная, историческая, для читателя
  подготовленного, не для всех.
  
  - А четырехтомник?
  
 - Его напечатали, поскольку многие говорили, что не могут нигде ранее изданных книг найти. В этот четырехтомник
  вошли все основные мои романы. Издали, стали продавать, и он пошел, к счастью.
  
  - Это правда - к счастью, вы же лучше меня знаете, что у нас происходит с чтением и тиражами…
  
 - Да, похоже, произошла какая-то дифференциация в том, что востребовано читателем... Но я, знаете, чем себя утешаю?
  Тем, что Лермонтов первую свою книгу издал тиражом в 1200 экземпляров. А Пушкин мечтал о пяти тысячах тиража для
  «Современника», но кончилось дело банкротством. Сейчас читатели делятся на страты: кто-то читает только
  детективы, кто-то - дамские романы, кто-то - научные или философские произведения... Что делать, количество читателей
  уменьшается. Ведь чтение - это процесс творческий, требующий внутренних затрат, а посидеть за компьютером или
  фильм посмотреть - куда проще.
  
 - Мы с вами говорим в момент исторический: недавно не стало Михаила Горбачева. Вы согласны с тем, что с его уходом
  завершилась целая эпоха?
  
 - Знаете, я на Горбачева смотрю как на продукт абсолютно советский. Он был так же наивен, как и все мы. Например,
  советским людям казалось, что где-то там, на Западе или на Востоке, живут какие-то другие люди. И мне так казалось.
  А когда начал ездить за границу, моя вера в это быстро улетучилась: я увидел, что везде, в принципе, одно и то
  же - есть бедные и богатые, и несправедливость есть - в разных местах по-разному, но есть! И у меня такое ощущение,
  что с уходом Горбачева уходят окончательно и наши иллюзии. Ну, что ж…
  
 Как один человек получает жизненный опыт, так получают его и целые народы. Если этот опыт не усвоен, то ошибки
  повторяются, усвоен - возможно движение дальше. Так что в чем-то вы правы - уходит целая эпоха, которую олицетворял
  этот человек, уходит дух советского прошлого, иллюзорные наши представления о мире, возникшие потому, что мы 70
  лет варились в собственном соку. Хотя последние 30 лет во многом разрушили мифы, в которые мы верили раньше…
  Но я сталкивался с Горбачевым один раз и сказал ему спасибо за данную нам свободу.
  
  - Вопрос, как мы ей распорядились…
  
 - Если говорить о философии, то года до 2014-го у меня существовало свое отношение к происходящему. Мне казалось,
  что мы крутимся по кругу и никак не можем преодолеть феодально-патриархальный строй, чтобы перейти от него к демократии
  и свободам. Размышления об этом я так и назвал: «В круге третьем». Но сейчас думаю: а может, мы вообще,
  в силу своих ментальных качеств, огромных расстояний и духовного состояния просто не можем иначе? И способны жить
  только при верховной власти…
  
  - У вас и в названиях книг, и в самих произведениях часто звучит слово «русский». Кто такой и что такое - русский человек?
  
 - Про «русский» - правда. Есть книги «Куда идут русские?» и роман «Русский крест»,
  много лет я вел передачу «Русский вопрос». Наверное, я для себя вывел формулу, кто такой русский,
  когда приехал из Казахстана, где начались националистические притеснения. И здесь, на родине, понял, что окружают
  меня не русские, а постсоветские люди. Русским человек становится не по крови, а по духу. Русский - тот, кто воспитан
  на нашей культуре и работает для России.
  
  - Сейчас много говорят о кризисе духовности. Ваше отношение к этому?
  
 - В молодости я считал, что каждое следующее поколение должно быть лучше предыдущего. Потом понял, что человек
  практически не меняется, а еще больше углубившись в размышления о том, что происходило в нашей стране и в мире,
  понял, что мир вообще развивается не так, как мы себе это представляем. Его развитие идет не по принципу «все
  выше и выше, дальше и дальше», а перемежается глубочайшими кризисами, в момент которых наши представления
  о духовности падают ниже плинтуса. Это наблюдалось на протяжении всей мировой истории: после падения великой Римской
  империи и варварских походов пришла эпоха дикого Средневековья, после великих философов Древней Греции - время
  дикарей и инквизиций.
  
 А наш золотой XIX век с его литературой и последующий расцвет образования сменился гражданской войной и «чистками»
  до 1950-х, да и в последующие годы. Знаете же, как говорил Никита Сергеевич? Что он покажет нам последнего попа!
  У нас пошел некий подъем духовности в 1970-х, но пришли 1990-е - время одичания, после них мы упали ниже некуда.
  Но при этом, все же, каждый сам решает, как он будет жить. Есть в обществе во все времена и отбросы, и высота.
  И все это сложные, неоднозначные процессы.
  
  - Попа-то последнего Никита Хрущев показать хотел, но «Кодекс строителя коммунизма» был списан с библейских заповедей. Это так, к слову.
  
 - Может быть. Знаете, я еще в незапамятное время писал в «Комсомолке», что коммунизм - религия. Это
  было тогда открытием. Но он и правда религия - со своими святыми, заповедями, ритуалами и песнопениями.
  
  - А почему вы написали книгу именно о Берии? И почему его фигура так притягивает интерес до сих пор?
  
 - Такие фигуры я называю людьми с повышенной энергетикой, они способны решать очень серьезные вопросы. Берия
  по образованию был архитектором, курировал в Москве строительство всех «высоток». А еще они с Курчатовым
  создали атомную бомбу. Я все время говорю, что им надо было бы поставить памятник - один на двоих, на котором
  фигура Курчатовы была бы сделана из белого мрамора, а фигура Берии - из черного. Берия смог решить эту задачу,
  а как она была важна, говорят цифры: мы на создание атомного оружия потратили ровно столько же средств, сколько
  ушло на Великую Отечественную войну.
  
 Это был подвиг, ведь мы и сегодня живем и смотрим в будущее с определенной долей оптимизма благодаря ему. А если
  бы у нас такого оружия не было, нет сомнений, что Россия была бы стерта с лица земли. Я рассматриваю Берию по
  его делам, а не через призму того, какой он был негодяй и опереточный злодей. История вообще делается отнюдь не
  в белых перчатках и нередко теми людьми, кто моральными качествами не блистал.
  
 Мы вон Петра I превозносим, а он был невероятно жесток! Что же касается репрессий, в которых часто обвиняют Берию,
  скажу точно: никакой отдельный человек их осуществить не мог. Было специальное распоряжение Политбюро ЦК КПСС,
  которое я видел в Музее политической истории в Санкт-Петербурге: оно, кстати, написано от руки, его боялись доверить
  машинистке. И там четко было указано - в какой области, в каком краю и сколько людей надо расстрелять, отправить
  в колонии и лагеря. Берия был исполнителем этого распоряжения в Грузии, но потом на него списали ответственность
  за все.
  
 Это при том, что Хрущев, например, и тут ратовал за перевыполнение плана и писал Сталину: а давайте еще пять
  тысяч человек по первому (то есть расстрельному) списку! Сталин даже вывел на его прошении: «Уймись, дурак».
  Так что я писал о Берии, потому что правда - настоящая, подтверждаемая документами, - должна вылезти! При этом,
  заметьте, я не говорю о том, что Берия - святой. Я лишь стараюсь писать то, что документально зафиксировано и
  не является вымыслом.
  
  - А гений и злодейство, кстати, совместимы, по вашему мнению?
  
 - Сразу оговорюсь: Берия был талантливым, но не был гением. А гений и злодейство - две вещи несовместные, конечно,
  к Пушкину ничего не добавишь.
  
  ДОСЬЕ
  
 Александр Лапин - русский писатель, публицист, общественный деятель, член Союза писателей России. Главный редактор
  издательского дома «Свободная пресса». Автор книг «Крымский мост», «Утерянный рай»,
  «Непуганое поколение», «Благие пожелания» и нашумевшего романа «Русский крест»,
  изданного в 2016 году. Лауреат Большой литературной премии России.
Ольга Кузьмина
   
16+

 
								