За кулисами тульского театра кукол: другая сторона сказки
Корреспонденты «Центра 71» узнали, что происходит за сценой тульского кукольного театра.
  
 Один из самых известных театров города - кукольный. Здесь всегда многолюдно. В год в кукольном театре показывают
  зрителям порядка 60 спектаклей. И каждый раз они проходят « на ура!».
  
  
 
  
  
 - Тульская губерния может гордиться своим театром: нам уже 80 лет и Тульский театр кукол очень востребован. Нас
  с радостью принимают в Тульской губернии и во всех городах России, также очень много ездим и за границу, - рассказывает
  директор театра, заслуженный работник культуры РФ Наталья Рязанцева. - В декабре мы произвели настоящий фурор
  на Кипре. Проехали остров от юга до севера и показали наши спектакли  «Три медведя» и «Петрушка"
   в Ларнаке, Никосии, Пафосе. Зрителям настолько нравились спектакли, что они ездили за нами из одного города
  в другой, смотрели представления несколько раз. До этого Тульский театр кукол гастролировал в Польше, Калининграде.
  
  
 
  
  
 Репертуар кукольного театра обновляют каждый год. Его основу составляют не только постановки для малышей, но
  и более зрелых и умудренных жизненным опытом зрителей. В 2019 году, объявленном Годом театра в России, здесь запланировано
  сразу 6 новых спектаклей по классическим произведениям. Старт мероприятиям даст представление для самых маленьких
  «Медвежонок». Его премьера запланирована на 15 февраля. Также в новом году туляки увидят спектакли
  «Волшебник Изумрудного города», «Руслан и Людмила», «Филипок», спектакль о
  Саше Чекалине. Работа над сценарием последнего в самом разгаре.
  
  
 
  
  
  Сложное производство 
За внешней простотой спектаклей скрывается тяжелая и кропотливая работа целого коллектива. На производство небольшого представления уходит, как минимум, 2-3 месяца. До этого 3-4 месяца работают художник, режиссер, композитор. Еще месяц идут репетиции. К примеру, над спектаклем «Как хороши, как свежи были розы!..» по И.С. Тургеневу в тульском театре кукол трудились почти 2 года.
Как никто лучше, знает закулисье театра кукол художник-постановщик Надежда Ванина. 43 года работы в театре - скажем,
  совсем не малый срок. Надежда Леонидовна занимается созданием спектакля с точки зрения оформления и тесно работает
  с режиссером. При ее участии на худсовете решается, какими будут персонажи, декорации и реквизит. Когда сделаны
  все необходимые эскизы для спектакля, они отдаются на исполнение.
  
  
 
  
  
 Затем к работе подключается художник-бутафор, который, как водится, занимается созданием кукол и реквизита. В
  качестве материалов чаще всего используются – папье-маше и дерево. Из последнего, как правило, делают скелет
  кукол. Для головки используют папье-маше.
  
  
 
  
  
 - Головка лепится сначала из глины или пластилина, затем ее отливают из гипса. Потом выклеивают папье-маше. Это
  трудоемкая работа. Швы нужно зачистить, заклеить, зашпаклевать. Потом наносится слой краски. И так несколько раз,
  - рассказывает художник Надежда Ванина.
  
  
 
  
  
 На бутафоров также возложена еще одна важная миссия — ремонт персонажей, уже показавших себя перед зрителем.
  Чаще всего специалисты восстанавливают кончики носов. Самая выдающаяся часть кукол временами страдает от соприкосновения
  с другими поверхностями.
  
  
 
  
  
 Костюмы для артистов и кукол создают в швейном цеху. Впоследствии сказочные одеяния, как нельзя лучше передают
  атмосферу сказки в ходе представления. Декорациями к спектаклю занимается художник-декоратор. Задача не менее
  важная: для одного представления, например, могут потребоваться пальмы, а в другом нужно с помощью предметов создать
  зимнюю природу.
  
  
 
  
  
 Художник-конструктор Александр Матюхин помогает механизировать персонажей (то есть создает скелет для кукол)
  и декорации. В мастерской сейчас идет работа над спектаклем о Саше Чекалине.
  
  
 
   
  
  
 Также в мастерской готовится реквизит. Например, небольшие стульчики и стол будут использованы в одной из первых
  сцен представления — чаепитии.
  
  
 
  
  
 Всего в спектакле о Саше Чекалине будут задействованы 22 куклы и даже 2 собаки.
  
  
 
  
  
  Дать волю фантазии 
Но работа кипит не только в мастерских театра. На сцене театра кукол актеры заняты репетицией. Они не скрываются в черном кабинете (костюм кукольника из черного бархата, который не пропускает свет), поэтому можно разглядеть их лица. И даже увидеть в мимике кукольников настоящую драматическую игру.
 
  
  
 - В кукол я влюбился, поступая в театральное училище. Когда их увидел, понял, что это совсем не то, что показывают
  по телевизору. Здесь есть гораздо больше возможности помечтать, пофантазировать, заставить кукол делать то, что
  хочу я, а не то, что мне показывают по телевизору, - отмечает артист, помощник главного режиссера Андрей Абрамов.
  - Любая кукла любимая в моих руках. Чем сложнее, чем больше она сопротивляется, тем больше труда я в нее вкладываю,
  тем больше я в нее влюбляюсь.
  
  
 
  
  
 Артист-кукловод Сергей Буряков полностью разделяет мнение коллеги:
- Театр куклы разножанровый. Здесь можно придумывать и делать. Да не обидятся на меня другие театры, но они все
  равно ходят по кругу. У них цикличность театральных форм, а у нас в театре кукол всегда все новое. Театр кукол
  строится на мелочах. Нам достаточно изменить несколько деталей и уже это будет смотреться по-другому и будет новым.
  Настало время инноваций. Кукла органично вплетается в 3D декорации: у нас эти технологии применяются давно. В
  театре кукол постоянная жизнь. В этом  и есть кайф моей работы.
  
  
 
  
  
  От марионетки до планшетной куклы 
К сказочным персонажам в театре относятся очень трепетно. Актеры и куклы в момент постановки становятся словно единым организмом.
В театре хранятся более сотни сказочных персонажей. Среди них встречаются раритеты. Например, перчаточная кукла
  «Машенька» из спектакля «Гуси-Лебеди», который играли в 80-х гг. Прямо в гардеробе гостей
  встречают куклы из спектакля «Золушка». А над лестницей, ведущей к сцене, разместились забавные медведи
  из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».
  
  
 
  
  
 В арсенале артистов множество кукол различных систем - перчаточные, тростевые, мимирующие, планшетные, ростовые,
  штоковые марионетки, тантамарески.
Одними можно управлять, надев на руку (перчаточные куклы), другую кукловод приводит в движение при помощи нитей или металлического прута (марионетка). Третьи - способны «ходить» по полу, по паркету, по настилу сцены (планшетные куклы). Какую выберут на этот раз для спектакля зависит от задумки режиссера.
Полный фоторепортаж из театра кукол здесь.

 
								