Новость дня День Победы

Тула послевоенная: Как происходила перезагрузка автобусов

Мария Власова
26.04.2016, 05:00

«Центр 71» продолжает проект о развитии города в послевоенные годы.

Во время войны большинство автобусов были мобилизованы для нужд фронта. С возвращением к мирной жизни потребовался новый городской транспорт, а также возобновление автобусного сообщения между рядом населенных пунктов региона. Со временем он пришел на смену малогабаритным довоенным автобусам.

В Тулу пешком

В 1946 году в газете «Коммунар» выходит заметка под названием «Возобновить автобусное сообщение между Тулой и Обидимо». Ее автор рассказывает о сложностях, которые на тот момент испытывали жители при попытках попасть из Обидимо в Тулу и наоборот.

«Средства транспорта крайне ограничены. Поезд из Тулы на Калугу ходит раз в день, сесть на него трудно, а автобусного сообщения нет. Организации вынуждены ежедневно отправлять людей в Тулу на машинах или гужевым транспортом. Это стоит больших средств. Многие рабочие и служащие ходят в Тулу пешком», — читаем в газете.

Поселок Обидимо считался центром Ленинского района. Работникам местных предприятий и учреждений часто приходилось обращаться в разные областные организации. Многие рабочие и служащие, проживающие в Ленинском районе, работали на предприятиях и учреждениях Тулы и на станции Плеханово, а проживающие в Плеханово и Хрущево — работали в Обидимо. Лечебные учреждения направляли больных на консультацию или лечение.

Автор предлагал возобновить по этой линии, существовавшее до войны, движение автобусов или специально приспособленных для перевозок людей грузовых машин.

Ноу-хау советского автопрома

В самой Туле автобусные пассажирские перевозки были возобновлены в апреле 1946 года. По окончании войны в город пришли 20 единиц транспорта. Для их обслуживания была создана автоколонна на улице Трудовой (сейчас ул. Сойфера). Спустя год она располагала 35 автобусами.

В 1948 году пассажирскую автоколонну перевели в гараж на улице Коминтерна. В ней было 65 автобусов ГАЗ-03-30, ЗИС-5, ЗИС-8.

ГАЗ-03-30 представлял собой двухосный автомобиль с автобусным кузовом, вместимостью 17 человек, не включая шофера. Это был один из самых массовых отечественных автобусов довоенного периода и первых послевоенных лет. Он широко применялся как городской транспорт на регулярных маршрутах.

Автобус ЗИС-8 был более просторным. В нем могли уместиться 29 человек. ЗИС-5 представлял собой знаменитые трехтонки Московского автозавода имени Cталина.

В начале 1949 года в Тулу поступили 2 новых единицы марки ЗИС-154. ЗИС-154 — была одна из первых послевоенных моделей полной технологических новшеств. Городская 9,5-метровая модель вмещала 60 пассажиров (34 места для сидения).

Конструкция данного автобуса была передовой для советского автопрома: первый советский серийный цельнометаллический несущий кузов вагонного типа. Не меньше удивлений вызывал материал, из которого выполнялся кузов, — алюминий. Более того, автобус двигался без привычных рывков. После войны советские крупные города остро нуждались во вместительных и современных автобусах, в том числе и Тула.

Со временем в городе начала восстанавливаться и маршрутная сеть. К 1951 году в Туле действовало уже 4 автобусных линии. К 1957 году автобусный парк достиг отметки в 170 единиц.

23 городских маршрута

Вместе с новой застройкой расширялся охват автобусным сообщением. Этот вид транспорта первым приходил на окраины города и в пригородные поселки. Но с введением новых линий трамваев и троллейбусов автобусные маршруты часто менялись.

В 1968 году автоколонна № 21 разделили на 2 пассажирских предприятия. Одна автоколонна разместилась в новом гараже на Новомосковском шоссе. Она специализировалась на эксплуатации автобусов импортного производства — различные модели Ikarus. Другая — осталась на улице Коминтерна. За ней закрепили машины отечественного производства — ЗИЛ-158, ЛиАЗ-677, ЛАЗ-695.

К концу 1980 гг. в Туле существовало 23 городских маршрута, на которых работали 206 автобусов. Общая протяженность насчитывала 303 км.

Фото: tulainpast.ru


Новости по тегу
Лента настроения
0 оценили
Партнёрские новости
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