Новость дня День Победы

Тула послевоенная: Как происходила перезагрузка автобусов

Мария Власова
26.04.2016, 05:00

«Центр 71» продолжает проект о развитии города в послевоенные годы.

Во время войны большинство автобусов были мобилизованы для нужд фронта. С возвращением к мирной жизни потребовался новый городской транспорт, а также возобновление автобусного сообщения между рядом населенных пунктов региона. Со временем он пришел на смену малогабаритным довоенным автобусам.

В Тулу пешком

В 1946 году в газете «Коммунар» выходит заметка под названием «Возобновить автобусное сообщение между Тулой и Обидимо». Ее автор рассказывает о сложностях, которые на тот момент испытывали жители при попытках попасть из Обидимо в Тулу и наоборот.

«Средства транспорта крайне ограничены. Поезд из Тулы на Калугу ходит раз в день, сесть на него трудно, а автобусного сообщения нет. Организации вынуждены ежедневно отправлять людей в Тулу на машинах или гужевым транспортом. Это стоит больших средств. Многие рабочие и служащие ходят в Тулу пешком», — читаем в газете.

Поселок Обидимо считался центром Ленинского района. Работникам местных предприятий и учреждений часто приходилось обращаться в разные областные организации. Многие рабочие и служащие, проживающие в Ленинском районе, работали на предприятиях и учреждениях Тулы и на станции Плеханово, а проживающие в Плеханово и Хрущево — работали в Обидимо. Лечебные учреждения направляли больных на консультацию или лечение.

Автор предлагал возобновить по этой линии, существовавшее до войны, движение автобусов или специально приспособленных для перевозок людей грузовых машин.

Ноу-хау советского автопрома

В самой Туле автобусные пассажирские перевозки были возобновлены в апреле 1946 года. По окончании войны в город пришли 20 единиц транспорта. Для их обслуживания была создана автоколонна на улице Трудовой (сейчас ул. Сойфера). Спустя год она располагала 35 автобусами.

В 1948 году пассажирскую автоколонну перевели в гараж на улице Коминтерна. В ней было 65 автобусов ГАЗ-03-30, ЗИС-5, ЗИС-8.

ГАЗ-03-30 представлял собой двухосный автомобиль с автобусным кузовом, вместимостью 17 человек, не включая шофера. Это был один из самых массовых отечественных автобусов довоенного периода и первых послевоенных лет. Он широко применялся как городской транспорт на регулярных маршрутах.

Автобус ЗИС-8 был более просторным. В нем могли уместиться 29 человек. ЗИС-5 представлял собой знаменитые трехтонки Московского автозавода имени Cталина.

В начале 1949 года в Тулу поступили 2 новых единицы марки ЗИС-154. ЗИС-154 — была одна из первых послевоенных моделей полной технологических новшеств. Городская 9,5-метровая модель вмещала 60 пассажиров (34 места для сидения).

Конструкция данного автобуса была передовой для советского автопрома: первый советский серийный цельнометаллический несущий кузов вагонного типа. Не меньше удивлений вызывал материал, из которого выполнялся кузов, — алюминий. Более того, автобус двигался без привычных рывков. После войны советские крупные города остро нуждались во вместительных и современных автобусах, в том числе и Тула.

Со временем в городе начала восстанавливаться и маршрутная сеть. К 1951 году в Туле действовало уже 4 автобусных линии. К 1957 году автобусный парк достиг отметки в 170 единиц.

23 городских маршрута

Вместе с новой застройкой расширялся охват автобусным сообщением. Этот вид транспорта первым приходил на окраины города и в пригородные поселки. Но с введением новых линий трамваев и троллейбусов автобусные маршруты часто менялись.

В 1968 году автоколонна № 21 разделили на 2 пассажирских предприятия. Одна автоколонна разместилась в новом гараже на Новомосковском шоссе. Она специализировалась на эксплуатации автобусов импортного производства — различные модели Ikarus. Другая — осталась на улице Коминтерна. За ней закрепили машины отечественного производства — ЗИЛ-158, ЛиАЗ-677, ЛАЗ-695.

К концу 1980 гг. в Туле существовало 23 городских маршрута, на которых работали 206 автобусов. Общая протяженность насчитывала 303 км.

Фото: tulainpast.ru


Новости по тегу
Лента настроения
0 оценили
Партнёрские новости
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
Партнёрские новости
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