• Курсы валют:
      USD 92.26
      EUR 99.71
10.11.2021

Как в тульском ТЮЗе китайцы украли мальчика

Даже те, кто не очень-то понимает целесообразность регулярных походов в театр, скорее всего имеет в своей биографии радость соприкосновения с театром юного зрителя. Это ведь наше первое погружение в мир волшебства и сказки, приключений и высоких чувств. Тульскому ТЮЗу в эти дни – девяносто лет. И даже сложно сосчитать, сколько поколений туляков воспитаны на его спектаклях.

Есть один факт, о котором мы даже не задумываемся. Театр юного зрителя – изобретение абсолютно советское. Именно при новой власти театры для детей стали открываться в разных городах страны. После войны они появились и в социалистических странах. Что касается, например, США, то Википедия утверждает, что там спектакли для детей часто осуществляются силами студентов гуманитарных факультетов университетов и колледжей. Вот так-то.

Между тем наш замечательный краевед Сергей Рассаднев историю детского театра на тульской земле вел аж с 1779 года. Тогда в Богородице состоялся спектакль первого в России детского театра, организованного Болотовым. Сам Андрей Тимофеевич тоже принял участие в том спектакле в качестве актера.

Также, по исследованиям Рассаднева, в 1906 г. механик З. Г. Андреев открыл на Посольской, нынешней Советской, улице театр механических кукол «Фантом», где куклы, по уверениям организаторов, исполняли «артистическое искусство, как живые люди».

В 1918 г. в Туле появился детский пролеткульт, имевший впоследствии свою театральную студию. Здесь ставили спектакли, давали концерты. Драматические кружки создавались в пионерских организациях. В 1920-е годы появился театр рабочей молодежи, потом Молодой рабочий театр, была популярна «Синяя блуза».

А в 1925 году в Тулу приехал Владимир Владимирович Истомин-Кастровский, уже в третьем поколении представитель артистической семьи. Работал до нас на Украине и в Белоруссии. В Туле был режиссером и актером драмтеатра, руководил художественной самодеятельностью клуба «Красный оружейник» с «Синей блузой», организовал тот самый Молодой рабочий театр. Именно Истомину-Кастровскому и дали задание открыть городской детско-юношеский театр.

Труппу сформировали из актеров тульской драмы и Театра рабочей молодежи. Вошли в нее артисты А. Алексеева, Б. Басевич, С. Дагаев, О. Островская, Т. Наумова, Н. Мелиоранский, А. Пильх, М. Матвеев, В. Светин, В. Ларин, М. Рунич и другие.

Чтобы понимать, что это были за артисты, скажем, что Бася Басевич, например, была любимицей города. Когда в 1927 году в Туле выступал Маяковский, его поддели в одной из зрительских записок: «Тов. Маяковский! Ваши стихи хорошо читает Бася Бисевич! Вам далеко до нее!»

Поэт, правда, немедленно парировал:

– Я приветствую Басю Бисевич, и со своей стороны приложу усилия, чтоб ее догнать.

Зал расхохотался.

Чтобы репетировать, собирались на втором этаже дома на углу Советской и Красноармейской улиц; ныне, конечно, не существующего. А первый спектакль дали на сцене городского драматического театра, который в то время располагался в здании нынешней филармонии. На театральном занавесе, однако, была настоящая тюзовская эмблема – пионер, трубящий в горн.

В 12 часов начались поздравления в связи с открытием нового театра и пожелания ему счастливого будущего. Наконец занавес разошелся, и вышел артист и худрук Истомин-Кастровский.

– Начать спектакль не можем, – сообщил он, – потому что…

– Почему?! – взволнованно крикнули из зала.

Зрители зашумели на нарушительницу дисциплины, а она тем временем поднялась на сцену. Ею оказалась актриса Александра Пильх.

– У нас пропал мальчик, – терпеливо разъяснил Истомин-Кастровский. – Его увезли китайцы. Давайте организуем погоню и освободим мальчика.

Так начался первый в истории тульского ТЮЗа спектакль – представление по пьесе Н. Шестакова «Путь далекий». Николай Шестаков – один из самых популярных авторов пьес для детей того времени. В 1930 году спектаклем «Аул Гидже» по пьесе Шестакова был открыт Куйбышевский ТЮЗ. В 1931 году спектаклем по шестаковской пьесе «Путь далекий» открыли тульский ТЮЗ, а в 1933-м – астраханский. Тоже, в общем, достижение.

Когда погоня за похитителями увенчалась успехом, все артисты вышли на сцену под аплодисменты своих первых зрителей. Но жизнь ему предстояла довольно хлопотная. Вечером того дня 9 августа в театре уже давали спектакль театра музкомедии, приехавшего в Тулу на гастроли, а ТЮЗ начал продолжительные скитания по городу в поисках помещения. Играли спектакли в различных тульских школах, в театре «Аполло», в кремлевском саду, в парке, пионерских лагерях.

В 1933 году покинул Тулу создатель театра Истомин-Кастровский. Он работал потом в Ашхабаде, Тюмени, Чите, Омске, Пскове. По его словам, поставил едва ли не все популярные пьесы советских авторов.

А в 1936 году тульский ТЮЗ наконец обрел свой дом – здание бывшего Народного дома. Добиться его оказалось непросто. Бывший Народный дом принадлежал теперь оружейному заводу. Здесь были мастерские, музей оружия. Чтобы получить здание, туляки писали письмо аж наркому обороны Клименту Ворошилову. Тот не стал возражать.

Первым спектаклем на новом месте стала история из школьной жизни «Сережа Стрельцов» по пьесе В. Любимовой.

Когда началась война, имущество Театра юного зрителя уехало в эвакуацию в Мичуринск, а сам театр на некоторое время вновь вернулся в здание драмы. Ушли на фронт, и погибли актеры П. Корабельников и В. Михайлов. Добровольцами в рабочий полк записались артист П. Любимов и бутафор Тормозин. Артисты Барсов, Михайлов и Власова работали в штабе 732-го полка ПВО, в культурно-шефской бригаде по обслуживанию частей, уходящих на передовую и приходящих с передовой на отдых.

«К бойцам нас возили с наступлением темноты в закрытых машинах, – вспоминала актриса и легенда театра Зинаида Леонтьева. – Выступали с грузовика. Нас всегда принимали прекрасно, слушали с интересом. После концерта обязательно старались накормить».

Ее самые страшные воспоминания в жизни связаны были с выступлением в госпиталях: «Однажды встретила двух девушек на костылях, которые остались без ног. У меня от боли сжалось сердце. Вероятно, они уже выписывались из госпиталя, потому что на них были надеты не пижамы, а какие-то брючки. Боже, восемнадцатилетние девочки, и такая беда».

Когда отогнали немцев, театр юного зрителя вернулся в свой дом. Зимой в зрительном зале и на сцене температура была близка к нулю. Стены покрывал иней. Зрители сидели в верхней одежде, но артисты играли налегке. Грелись по очереди у печки-буржуйки, установленной в одной из артистических комнат. Печка однажды чуть не стала причиной пожара, но всё обошлось.

В историю театра вошла «Золушка» 1943 года, когда для детей удалось сочинить из ничего настоящий сказочный дворец. Дворцовые колонны сделали из окрашенной марганцовкой старой марли, натянутой на железные обручи, золотые капители и царский герб спаяли из очищенных до блеска консервных банок.

Ну а главной легендой ТЮЗа стал спектакль «Молодая гвардия». В Туле его инсценировали первыми в стране. Известно, что существует две версии романа. После критики, которой подвергся автор за свою идеологически вредную книгу, в которой недостаточно отображена направляющая роль коммунистической партии, роман был переписан, и заново издан в 1951 году. Но в Туле поставили спектакль по первой, еще не идеологизированной версии.

Спектакль признали очень удачным, его премьера состоялась 1 мая 1947 года. Одноименный фильм вышел на экраны только через год.

«Работа Тульского театра юных зрителей над спектаклем Молодая гвардия взволновала всю общественность города. Он по праву может быть назван лучшим из всех спектаклей, которые ставил ТЮЗ на протяжении последних лет», – писал «Коммунар».

В марте 2000 году театр вернул этот спектакль под названием «Легенда о Молодой гвардии». Молодогвардейцев сыграли тогда еще студенты актерского курса Тульского колледжа культуры и искусств. Во времена, когда тема патриотизма стала, казалось бы, неактуальной и немодной, спектакль вновь стал событием.

Душа театра – это люди, которые здесь работали и работают. В тульском ТЮЗе служил и наш знаменитый земляк Вячеслав Невинный. Дебютировав здесь, Невинный потом поступил в школу-студию Московского художественного академического театра, а после ее окончания был зачислен в его труппу.

Период пребывания в театре Вячеслав Михайлович всегда вспоминал с теплом. И особенно сотрудничество с Евгенией Ивановной Пчелкиной, будущей примой тульского драмтеатра и Зинаидой Леонтьевой, с которой они встретились на спектакле «Три мушкетера». Для Зинаиды Васильевны этот спектакль, где она играла королеву Анну Австрийскую, тоже был особенным: «для советских пьес меня считали неподходящей, поэтому я часто играла отрицательные роли. Во мне не было ничего колхозного, рабочего. Я была молодой, изящной, красивой и считалась салонной героиней».

В Театре юного зрителя начинали свою актерскую карьеру или заканчивали его учебную студию многие будущие звезды драматического театра – Николай Казаков, Евгения Пчелкина, Валерий Жуков, Борис Заволокин.

Сейчас на сцену театра выходят заслуженные артистки России Валентина Силко и Ольга Исайкина, которые служат в тульском ТЮЗе уже более сорока лет.

И здесь по-прежнему умеют удивить и порадовать зрителей всех возрастов – интерактивное путешествие «Под созвездием Большой Медведицы», мюзикл «Маугли», своя версия похождений Остапа Бендера в поисках «Двенадцати стульев». Ближайшая премьера – новогодняя сказка «Двенадцать месяцев».

История не заканчивается. Девяносто для успешного творческого коллектива – что это за возраст!

 

Фото: vk.com/tulatuz

Автор: Гусев Сергей

Комментарии для сайта Cackle