• Курсы валют:
      USD 57.47
      EUR 67.56
22.08.2016

Как тулякам защититься от коллекторов?

Отношения коллекторов и должников регулируются Федеральным законом от 21.12.2013 N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)». Закон предусматривает ряд минимальных требований к кредиторам и коллекторам, обеспечивающих защиту прав должника.

Так, кредиторы обязаны оповестить должника о передаче долга коллекторской организации. Такая возможность должна быть предусмотрена соответствующим договором займа.

При общении с должником коллектор обязан представиться и называть организацию, которую представляет. Коллекторы имеют право проводить личные встречи, звонить, присылать должникам сообщения по почте и СМС. При этом запрещается делать это в позднее время (после 22:00 в рабочие дни и после 20:00 в выходные).

Поскольку коллекторы все чаще нарушают законодательство, для решения этой проблемы был принят Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», который в соответствии со ст. 22 данный документ вступил в силу со дня его официального опубликования.

Данный Федеральный закон, предполагает, что коллекторы не могут непосредственное взаимодействовать с должником: в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника, известным кредитору и (или) коллекторам;

Коллекторы не могут проводить личные встречи с должником посредством личных встреч более одного раза в неделю; посредством телефонных переговоров:

а) более одного раза в сутки;

б) более двух раз в неделю;

в) более восьми раз в месяц.

В начале каждого случая непосредственного взаимодействия по инициативе коллектора, должнику должны быть сообщены: фамилия, имя и отчество (при наличии) физического лица (коллектора).

По инициативе коллектора не допускается направленное на возврат просроченной задолженности взаимодействие с должником посредством телеграфных сообщений, текстовых, голосовых и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи:

1) в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника;

2) общим числом:

а) более двух раз в сутки;

б) более четырех раз в неделю;

в) более шестнадцати раз в месяц.

В телеграфных сообщениях, текстовых, голосовых и иных сообщениях, передаваемых по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи, в целях возврата просроченной задолженности, должнику должны быть сообщены:

1) фамилия, имя и отчество (при наличии) либо наименование кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах (коллектора);

2) сведения о факте наличия просроченной задолженности (без указания ее размера и структуры);

3) номер контактного телефона кредитора, а также коллектора.

Во всех сообщениях, направляемых должнику, в целях возврата просроченной задолженности посредством почтовых отправлений по месту жительства или месту пребывания должника, обязательно указываются:

1) информация о кредиторе, а также лице, действующем от его имени и (или) в его интересах (коллекторе):

а) наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и отчество (при наличии) (для физического лица), основной государственный регистрационный номер (для индивидуального предпринимателя);

б) почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;

в) сведения о договорах и об иных документах, подтверждающих полномочия кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах (коллектора);

2) фамилия, имя и отчество (при наличии) и должность лица, подписавшего сообщение;

3) сведения о договорах и об иных документах, являющихся основанием возникновения права требования к должнику;

4) сведения о размере и структуре просроченной задолженности, сроках и порядке ее погашения (в случае, если к новому кредитору перешли права требования прежнего кредитора в части, указывается объем перешедших к кредитору прав требования);

5) реквизиты банковского счета, на который могут быть зачислены денежные средства, направленные на погашение просроченной задолженности.

Весь текст в сообщениях, направляемых должнику посредством почтовых отправлений, и в прилагающихся к ним документах должен быть отображен четким, хорошо читаемым шрифтом.

Кредитору или лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах, для осуществления непосредственного взаимодействия с должником посредством телефонных переговоров разрешается использовать только абонентские номера, выделенные на основании заключенного между кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, и оператором связи договора об оказании услуг телефонной связи. При этом запрещается скрывать информацию о номере контактного телефона, с которого осуществляется звонок или направляется сообщение должнику, либо об адресе электронной почты, с которой направляется сообщение, либо об отправителе электронного сообщения.

Наиболее значимым новшеством указанного закона является требование, что кредитор сможет привлекать коллекторскую организацию (причем не более одной) для взыскания долга лишь в случае, если на это было дано письменное согласие должника. Такое согласие должно быть дано после возникновения просрочки долга и может быть отозвано должником в любой момент.

Более того, должник имеет право назначить для общения с коллекторами и кредиторами вместо себя представителя (таковой может быть адвокатом).

Также коллекторы лишаются права использовать один из основных приемов: общение по поводу долга с третьими лицами (например, со знакомыми, с родными, работодателями должника) теперь будет возможно исключительно в случае наличия письменного согласия должника.

Кредиторам и коллекторам будет запрещено вступать в контакт с недееспособными или лицами, ограниченными в дееспособности, а также с инвалидами I группы, несовершеннолетними и с людьми, которые находятся на лечении в больнице.

Так же в указанном законе предусмотрен запрет применять к должнику физическую силу, угрожать убийством или причинением вреда здоровью, применять методы, опасные для жизни и здоровья людей, оказывать психологическое давление на должника, оскорблять и унижать человеческое достоинство, вводить в заблуждение и т.д.

Любое физическое воздействие коллекторов на должника может быть квалифицировано соответствующими ст. Уголовного Кодекса Российской Федерации, а например: угрозы убийством и причинением тяжкого вреда здоровью - по ст. 119 УК РФ. Распространение порочащих должника ложных сведений - по ст. 128.1 УК РФ "Клевета". Собирание и распространение сведений о личной жизни должника, его родных и близких - по ст. 137 УК РФ "Нарушение неприкосновенности частной жизни". Проникновение в жилище должника без его согласия - по ст. 139 УК РФ "Нарушение неприкосновенности жилища". Нередко встречающиеся на практике действия коллекторов по требованию средств также от лиц, не являющихся должниками вовсе (при наличии угроз), могут быть квалифицированы по ст. 163 УК РФ "Вымогательство".

Известны и случаи, когда не имеющий отношения к банку человек получал звонки из банка с требованием найти неизвестную ему заемщика (цу). Требования, выражаемые в грубой форме и озвучиваемые в ходе телефонных звонков, совершавшихся множество раз, могут быть основанием подачи искового заявления в суд о взыскании моральной компенсации.

Потому Указанный выше Федеральный закон в правоприменительной практике будет способствовать разрешению проблемы наличия злоупотреблений со стороны коллекторов по отношению к должникам.

Фото: region03.ru