• Курсы валют:
      USD 92.51
      EUR 98.91
11.09.2015

Тульский художник пишет картины ногами

Инвалид I группы Владимир Тарунтаев, чьи работы отмечены Владимиром Путиным, ютится в двушке и живет на пенсию

Тульский художник Владимир Тарунтаев - личность довольно известная. Его картины выставлялись не только в залах изобразительного искусства нашего региона, но и в Москве. Он обладатель множества наград, среди которых почетная грамота от Владимира Путина «За заслуги в развитии отечественной культуры, телерадиовещания и многолетнюю плодотворную деятельность». Его картины поражают многообразием жанров. Портреты, натюрморты, пейзажы, выполненные акварелью или маслом, отличает высокая степень мастерства и точности техники. При том, что написал художник их … ногами.

Сразу после рождения Владимира врачи объявили приговор - детский церебральный паралич. Несмотря на сильнейшее потрясение, вопроса, отказаться от младенца или забрать, перед матерью и отцом мальчика не стояло. Родители постарались максимально окружить маленького Володю заботой и теплом, посвятив сыну всю свою жизнь.

Мастерская в спальне

Сегодня 52-летний Владимир Николаевич живет в двухкомнатной квартире панельного дома вместе со своей мамой Ниной Тарунтаевой. Отец Николай Васильевич ушел из жизни 14 лет назад.

Никакой мастерской в доме нет. Спальная комната Владимира Николаевича является местом, где он отдыхает и работает. У стены небольшая кровать, напротив нее бельевой шкаф еще советских времен, на стенах возле кровати несколько нарисованных художником картин. На полу лежат коробки и палитры с красками, кисти, бумага и холст. Низенький стул на колесиках, больше напоминающий самодельный скейтборд. На нем Владимир перемещается вокруг картины, когда работает.

- Я работаю по наитию, - делится мастер. - Что-то увидел – сажусь и пишу. Бывает так, что озарение приходит вечером или во сне. Хочется встать и приступить к работе, но нет. Слышимость в нашем доме такая, что невозможно ходить по квартире, чтобы не разбудить соседей. Я бы и рад работать тихо, да только вот колесики по полу гремят, и, как назло, что-то обязательно упадет. А соседи каждый раз выказывают свое недовольство.

Первую картину Владимир Николаевич написал в 25 лет.

- В душе было море эмоций, которые рвались наружу. И они вылились в виде красок на холсте, - рассказывает мастер.

Как только Владимир Николаевич осознал свое призвание, он заочно получил высшее художественное образование в столице. В его копилке насчитываются десятки работ.

- Он не делает набросков, не рисует эскизов, а сразу пишет картину «начисто», - говорит Нина Алексеевна, мама Владимира. - Все работы сохранены. Небольшая часть продана, некоторые отдали в дар, остальные остались с нами. Ни одной картины не было испорчено или выброшено.

Под опекой мамы 

Маме Владимира 78 лет, она сама инвалид I-группы. Даже небольшие переходы из комнаты в комнату даются пожилой женщине с большим трудом. Но она упорно продолжает заботиться о своем сыне.

- Распорядок дня у нас уже много лет один и тот же, - рассказывает Нина Алексеевна. - Я всегда встаю первой. Привожу себя в порядок и иду делать завтрак. У меня на кухне есть старенькое кресло на колесиках, сажусь на него и, отталкиваясь костылем, курсирую от холодильника к столу и раковине. Ходить уже очень тяжело. К тому времени, как я заканчиваю готовить, просыпается Володя. Я помогаю ему умыться, почистить зубы и одеться. Затем мы вместе завтракаем.

Если у сына творческий настрой, то после он уходит рисовать, а я остаюсь и снова суечусь на стареньком кресле по кухне. Обедать мы никогда не садимся вовремя, потому что Володю оторвать от работы невозможно. Я ему кричу: «Иди кушать». А он отвечает: «Сейчас». И так, пока все не остынет.

Первое блюдо Владимир ест только с помощью матери, со вторым кое-как справляется сам. Воду или любимый кофе пьет самостоятельно через «соломинку». Пьет из кружки лишь с посторонней помощью.

Никаких поблажек

По словам Нины Алексеевны, ее сын никогда не просил особого к себе отношения и никогда не делал себе поблажек. Тем самым подавая пример здоровым людям.

- Вот, например, уборка в доме для нас грандиозное событие, - рассказывает мама художника. - Володя сам пылесосит. Садится на пол, берет ногами шланг со щеткой и, толкая впереди себя пылесос, делает сухую уборку. Потом я беру швабру, сажусь на кресло с колесиками и вытираю полы. Такая уборка занимает часа два – два с половиной.

По словам Нины Алексеевны, раньше им помогали соцработники, но теперь эта услуга не предоставляется. Сейчас их лишь дважды в неделю посещает социальный работник, приносит продукты и лекарства.

- Как-то один раз к нам пришли волонтеры из какой-то организации, - вспоминает Нина Тарунтаева. - Человек семь их было. Один с фотоаппаратом. Они половину балкона убрали – сфотографировались. Потом кухню наполовину протерли, позу с тряпками приняли – сфотографировались. Также и с другими комнатами. В общем, везде все наполовину сделали, фотоотчет составили и ушли. А мы с Володей только руками развели и оставшуюся работу доделали сами, как могли.

Вместо натуры картинки в Интернете


Еще одна проблема для Владимира – передвижение по городу.

- Социальное такси постоянно оказывается занятым, - сетует Нина Алексеевна. - Даже в больницу не могут отвезти. Каждый раз мне отвечают: «Такси расписано на неделю вперед»? Приходится заказывать машину за свой счет. Для нас - инвалидов, живущих на пенсию – это удовольствие не из дешевых.

Отсутствие транспорта лишает Владимира Тарунтаева возможности писать с натуры.

- Я не могу куда-то выехать и нарисовать картину вживую, - рассказывает художник. - Но у меня есть компьютер, за которым и с друзьями общаюсь, и черпаю вдохновение, разглядывая всевозможные фотографии и картины.

Страх одиночества

Нина Алексеевна не просто мама для Владимира, но и друг, собеседник, помощник и даже переводчик. В силу физического состояния речь Владимира Николаевича бывает неразборчива. Нина Алексеевна же с полуслова понимает сына.

- Я боюсь остаться один, - говорит Владимир Тарунтаев. - У меня, конечно, есть друзья, с которыми я иногда провожу время: разговариваю, гуляю. Но я же не могу постоянно просить их о помощи. У них и своих забот хватает.

Над кроватью в спальне Владимира весит большой портрет голубоглазой девушки.

- Это моя жена Елена, - поясняет художник. – Мы познакомились на «декаде инвалидов», проходившей в 2003 году в Драматическом театре. Начали встречаться, потом расписались. Но прожили вместе не долго. Жена оставила меня, не выдержала тяжесть быта. И все же я благодарен Богу за эту встречу, за это удивительное время, которое мы проводили вместе. Я надеюсь, что в будущем в моей жизни появится человек, который останется со мной до конца моих дней. А еще я хотел бы помогать инвалидам и учить их рисовать.

 


 


 


 


 

Автор: Вороновский Иван

Комментарии для сайта Cackle