• Курсы валют:
      USD 59.66
      EUR 66.68
28.08.2015

Спецпроект "Центр 71": По Тульской области летали на самолетах и плавали по Упе

В своей книге «Тула. ХХ век: подробности» наша землячка Ирина Парамонова рассказывает о транспортной инфраструктуре нашего края и темпах строительства в послевоенные годы

По воздуху и воде

Пересечение ул. Станиславского и ул. Коммунаров (ныне пр. Ленина)
В 1950-е годы это была окраина Тулы. никаких светофоров и
подземных переходов нет. Дом на углу на стадии строительства.

В послевоенные годы Упа использовалась, как средство для передвижения по Тульской области . По реке ходили суда, которые доставляли жителей во многие уголки региона. Вот как вспоминает автор книги то время:
«В 1946 году по решению Тульского облисполкома Упа стала судоходной рекой для внутриобластных перевозок. При облисполкоме создается Управление по освоению и эксплуатации малых рек. В Тулу отбуксировали несколько судоходных барж, построенных на белевских судоверфях, два буксирных парохода с Московской судоверфи. Весной 1946 года начались изыскательские работы по использованию реки. Решено было построить три гидроузла в Туле, Крапивне и в Дубенском районе. В навигацию 1947 года по Упе курсировало три баржи и несколько катеров. Только пристань у металлургического завода приняла 2000 тонн грузов. Для дальнейшего освоения Упы облисполком выделил 200 000 рублей».
В послевоенные годы предпочитали передвигаться по нашей области не только по воде, но и по воздуху. В районы из Тулы летали самолеты. В своей книге Ирина Парамонова пишет: «В августе 1959 года открылось воздушное сообщение Тула — Белев, Тула — Суворов, Тула — Куркино, Тула — Каменский район. С 27 сентября из мясновского аэропорта АН-2 стали летать и в Ефремов». За одну поездку эти самолеты могли перевозить до 10 пассажиров.

Трамваи были в дефиците

Автостанция около Фабрики-кухни
(ныне на Крестовоздвиженской площади).
1950-е годы.

Книга описывает и то, как развивался наземный транспорт в нашей области.
«В 1948 — 1949 годах происходят изменения в работе тульского общественного транспорта. В январе 1948 года по Туле ездило всего 35 трамвайных вагонов (до войны — 75) и 34 автобуса. Из-за острой нехватки транспорта туляки в жуткой давке добирались на работу. В течение 1948 года в Тульском автотресте на базе грузовиков ЗИС сконструировали 12 автобусов на 22 места.

В феврале 1949 года на улицах Тулы появилось два автобуса ЗИС-154 бежевого цвета, «на бензиновых двигателях, вместимостью 60 человек». Эти автобусы были первой послевоенной продукцией Московского автозавода им. Сталина, их выпустили к 800-летию столицы. Суперсовременные машины обслуживали маршрут Горелки — Механический институт. В августе 1949 года Тула получила из Усть-Катавского завода шесть новых трамвайных вагонов. Вагоны объединили в три трамвайных поезда, «с автоматическими дверями, отапливаемой кабиной вагоновожатого». Новые трамваи курсировали от московского вокзала до Толстовской заставы».

«29 декабря 1959 года на ул. Садовой (с 1967 года — улица Кауля) открылось новое трамвайное депо на 155 вагонов. Старое депо на ул. Красноармейской отдали под ремонтные мастерские».

«В августе 1961 года тульский трампарк получил четыре новых вагона Усть-Катавского завода. Трамваи были оборудованы мягкими сидениями с электропечкой под каждым креслом, с обивкой салона «под дерево» и автоматическим устройством открывания-закрывания дверей».

Москва стала ближе

Улица Советская. Площадь Восстания. 50-60-е годы.

Начало транспортному сообщению Тулы со столицей было положено лишь спустя пять лет после войны. Книга рассказывает:
«В июле 1950 года Тулу и Москву связывает пассажирское автобусное сообщение. Ежедневно с площади Челюскинцев отправлялось два автобуса «ЗИС-155», через четыре с половиной часа автобус привозил туляков в Москву. Билет стоит 29 рублей 50 копеек.

В феврале 1952 года началась реконструкция здания Московского вокзала в Туле. До октября 1953 года он стоял в лесах. Строители украсили колоннами главный вход, полностью реконструировали здание вокзального ресторана, надстроили третий этаж для гостиницы, комнаты отдыха транзитных пассажиров и комнаты матери и ребенка. Фасады отделали цветной штукатуркой и лепниной с символикой советского государства. В октябре пассажиры уже вовсю пользовались обновленным зданием вокзала. За одну неделю через благоустроенные комнаты отдыха прошли полторы тысячи человек».

Как боролись с заторами и авариями

Улица Советская в районе площади Восстания. 50-60-е годы.

Развитие транспорта требовало усовершенствования дорог. Автор пишет: «В 1960 году в Туле появились две новые улицы: Гражданский проспект (теперь улица Болдина) и Окружное шоссе (ул. 9-го Мая). Они оттянули на себя часть машин с ул. Коммунаров (нынешний пр. Ленина) и Первомайской, что, правда, не уменьшило числа аварий на центральных магистралях города. Например, 10 сентября 1961 года «Волга» насмерть сбила у механического института студентку, а спустя всего десять минут тот же лихач раздавил на Первомайской женщину, инженера-технолога. За две смерти водитель на 9 лет отправился за решетку».

«11 июля 1961 года на ул. Октябрьской открыли первый в области путепровод. Машинам, направляющимся к северной окраине города, теперь не нужно было тратить время для пропуска поездов с Ряжского вокзала».

Жили в землянках

Улица Коммунаров (ныне проспект Ленина).
Почтовая карточка. 1962 год

Помимо транспорта еще одной насущной проблемой тех лет было жилье. Книга гласит: «После войны более пятисот крестьян в Тульской области жили в землянках. 16 июля 1947 года на объединенном заседании бюро обкома ВКП(б) и облисполкома рассматривался вопрос о строительстве домов для этих людей. Были утверждены задания районам на строительство 517 домов».

«При помощи дармовой рабочей силы — сотен пленных солдат гитлеровской армии — в 1950 — 1951 годах в Туле возводится колоссальное количество нового жилья. Только в Туле в 1951 году строители сдали 20 000 квадратных метров жилой площади, в целом же по области эта цифра достигала 500 000 «квадратов». Многие из этих домов стали украшением областного центра, например, четырехэтажный 30-квартирный дом на улице Советской напротив Центробанка.

В Туле как грибы растут административные здания. В одном из них в Пушкинском проезде теперь размещается городская станция скорой помощи, а в ноябре 1950 года здесь отметили новоселье чиновники Территориального управления государственных продовольственных резервов при Совмине СССР».

«Эпоха сталинок и хрущевок»

Площадь Победы. Слева - гостиница Тула. «Трех штыков» еще нет.

«В 1952-1953 годах появилось много творений сталинской архитектуры. Строители сдали новое здание УВД. Дом с беседкой на Первомайской: в октябре 1952 года из 90 счастливчиков, получивших самое лучшее по тогдашним меркам жилье, 78 уже отпраздновали новоселье. На Первомайской же, напротив парка, в феврале 1953 года заканчивается строительство двух домов железнодорожников. «Швейники» получили 32-квартирный дом на углу Стадионного проезда и Коммунара (в нем находится магазин «Сувениры»). Справили новоселье в 1952 году и студенты горностроительного техникума. В монументальном здании с колоннами сейчас по-прежнему учатся студенты, теперь — горного факультета ТулГУ».

«9 октября 1959 года в Криволучье появилась первая кирпичная «хрущевка». Бригада из 42 каменщиков, 6 плотников и 21 подручного рабочего построила 32-квартирный дом за 25 дней. Для скорости строители использовали железобетонные панели перекрытия, а также гипсовые перегородки-«распашонки»...».

«В 1952 году разворачивается гаражное строительство. Большая часть гаражных кооперативов принадлежала шахтерам. Только в Скуратово в январе 1953 года 49 горняков обзавелись машинами «Москвич» и «Победа». Кроме этих машин в гаражных боксах туляков стояли мотоциклы ИЖ-49 и К-125. Правда, они уступали по мощности привезенным фронтовиками немецким машинам».

Растратили госденьги на колонны и парапеты

Площадь автовокзала. Справа - тульская типография.
«Трёх штыков» ещё нет.

В начале 1950-х годов существенные изменения произошли и в архитектурной жизни Тулы. Автор вспоминает: «В феврале 1954 года трест «Тулоблпроект» приступил к разработке проекта по реконструкции Красноармейской улицы. Планировалось вместо маленьких домишек построить 4-5-этажные жилые дома, расширить улицу и сделать ее самой зеленой в городе. На углу Красноармейской и Халтурина предполагалось построить кинотеатр».

«В апреле 1955 года сессия Тульского горсовета одобрила проект генплана Тулы, созданного архитектором Государственного института проектирования городов М. Наумовым. По этому плану через 25 лет территория города должна была увеличиться в полтора раза: Пролетарский район соединиться с Новотульским. В центре города запланировали строительство Дворца Советов с обширной главной площадью, новый театр, цирк. В городском парке наметили сделать каскад прудов, на ул. К. Либкнехта в Подьячем квартале на левом берегу Упы собирались разбить парк в 115 га.

Архитекторы запланировали в Туле два бульварных кольца: ул. П. Алексеева — Первомайская — мимо Московского вокзала — Заречье — Пролетарский район и Рогожинский поселок - Серебровка — Мясново — северная — северо-восточная окраины города.

4 ноября 1955 года ЦК КПСС и Совмин СССР принимают совместное постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». На орехи достается всем тульским архитекторам, чьи дома украсили центральные улицы города. Их обвинили в увлечении эркерами, колоннами, полуциркульными проемами и прочими «излишествами», ведущими к удорожанию строительства.

В газетах полоскали архитектора Козлинера, проектировавшего два дома на перекрестке Коммунаров и Первомайской. Его обвинили в том, что государство потратило лишние 30 000 рублей на установку тяжелого бетонного парапета на крышах обоих домов. Досталось архитектору Саркисову, который настоял на подпорной стене по всему фасаду с балюстрадой на доме 121 по улице Коммунаров, она обошлась в 70 000 рублей».

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

- В апреле 1947 года в Туле заработала автоматическая телефонная станция на 3000 номеров. Горожане купили новые телефонные аппараты, позволяющие звонить без участия телефонистки.
- 15 декабря 1947 года в стране, в том числе и в Туле, отменили хлебные и продуктовые карточки.
- К концу 1947 года в 180 колхозах области в Щекинском, Алексинском, Заокском, Суворовском районах загорелись «лампочки Ильича».
- В январе 1958 года на тульских улицах появились первые мотофургоны на базе моторолеров «Тула» для перевозки горячих пирожков.
- Летом 1959 года в Туле на остановках общественного транспорта устанавливаются лавочки-диваны.
- В мае 1950 года началась реставрация Тульского кремля, горисполком выделил на восстановление Одоевских ворот и обрушившейся стены над Пятницкими воротами 500 тыс. рублей.

Фото с сайта tula-web.ru, а также открыток и фотографий с видами Тулы середины и конца XX века. 50-60-ые годы.

Автор: Мартынова Ольга