• Курсы валют:
      USD 92.59
      EUR 100.27
10.07.2015

Ели жмых с мерзлой картошкой и жили в землянках

Ветераны вспоминают, как еще около двух лет после войны туляки страдали от голода и холода.

Ежегодно на протяжении 70 лет мы празднуем 9 мая, каждый раз вспоминая о не легких годах фашисткой оккупации и о тяжелом периоде перехода от кровопролитных времен к нормальной жизни после Великой Победы. Нужно было восстановить город, наладить быт и просто поверить в то, что над головой мирное небо, что смертоносные бомбы больше не упадут и не разрушат человеческие судьбы.
- По сравнению с другими городами Тула, конечно, не так сильно была разгромлена в годы Великой Отечественной Войны, -  рассказывает Георгий Макаров, заслуженный ветеран труда. – Но она все равно пострадала. В 1941 году на Косогорском металлургическом заводе немцы разрушили административное здание и ТЭЦ, когда осаждали Тулу. А дымовую трубу предприятия наши саперы обрушили на дорогу, чтобы фашисты не прошли.
- Пострадала также колокольня Всехсвятского собора, - продолжает ветеран войны Евгений Коротков. – На ней был наблюдательный пункт, по которому били немцы. Кстати, один снаряд попал в памятник моего деда, похороненного на Всехсвятском кладбище.
- В районе «Тулачермета» до сих пор стоит высокая водонапорная башня, - вспоминает о других разрушениях ветеран войны Сергей Титаренко. - На нее забирались фашистские разведчики. Когда их замечали, бронепоезд, стоявший в Криволучье, начинал по ним стрелять. Башня уцелела лишь потому, что она бетонная. Хотя, в основном, бронепоезд бил по поселку Петелино.
- Много было разрушено жилых домов. Помню, у нас в Мясново стоял двухэтажный дом, в котором все время собирались летчики, - говорит туляк Виктор Илюхин. – Как-то вечером фашисты сначала сбросили на него «горящий парашют», чтобы осветить местность, а потом по дому ударил снаряд. Я тогда ребенком из окна соседнего дома видел, как люди пытались спастись. Кто смог выбежал, кто-то из окон выпрыгнул.

Работали по 12 часов в сутки

В середине 1945 года все силы были направлены на восстановление предприятий: стекольных, кирпичных, дерево - металлообрабатывающих заводов, ТЭЦ.
- Работали по 12 часов в 3 смены, - говорит Сергей Титаренко. - «Тулачермет», мы восстанавливали не только сам завод но и обеспечивали большую часть Советского Союза. Нужно было построить угольные козловые краны, в том числе и для ТЭЦ, грефера для сыпучих грузов, пояса для доменной печи по 12 метров в диаметре, опоры для мостов, рельсы для железной дороги.
После войны подъем промышленности был необходим для восстановления страны. Строить же жилье было некому, да и некогда. Ветераны вспоминают, что в начале мирного времени многим приходилось жить в сырых холодных землянках. В конце 1945-го и начале 1946-го стали строить бараки и общежития, в них не было газа, еду готовили на примусах, за водой ходили к колодцам или колонкам и туалет на улице, но все же это лучше чем сырая земля.

На работу ходили пешком

Непросто было и с транспортом.
- В те годы по городу курсировали трамваи. В основном, грузовые, связывающие предприятия и склады, - говорит Лилия Сергеевна, супруга ветерана войны Ивана Мазыкина. - Пассажирские вагоны ходили редко, всегда были набиты пассажирами, добирающимися до работы и обратно. Так что многим тулякам приходилось передвигаться по городу пешком.
В те времена автолюбители были редкостью.
- В 1945-м я находился в Германии. Оттуда приехал домой на трофейной машине марки Opel, - рассказывает Евгений Коротков. - Если надо было куда-то доехать, свой транспорт был под рукой.

800 грамм хлеба в сутки

Но главное, что с содроганием вспоминают ветераны, это голод. Он мучил их в войну, не оставлял и после.
- Продукты отпускались по карточкам, - рассказывает Сергей Титаренко - Работающим взрослым давали хлеба 800 грамм, иждивенцам 400 грамм в сутки. При этом даже эти крохи доставались лишь в том случае, если хлеб был в наличии и у покупателей были деньги, чтобы его оплатить.
Ветераны вспоминают, что ржаной стоил 3 рубля 40 копеек за килограмм, пшеничный 5 рублей. При этом зарплаты после войны сократились вдвое. Врачи и учителя получали в среднем 180 рублей, молодые рабочие – 200 рублей, рядовые милиционеры - 330 рублей в месяц. Особенно ценились передовые рабочие. Их заработок составлял до 800 рублей в месяц.
- Голодно было, - говорит ветеран войны Иван Мазыкин. – Помню, нам «жмых» привозили. Не тот, который из подсолнечника, а другой, желтый, с горьковатым привкусом, соевый, кажется. Так вот, его с горстью муки размешаешь, немного мерзлой картошки добавишь и делаешь лепешки. Хоть что-то.
- От страха голодной смерти развивалась преступность, - добавляет его супруга Лилия Мазыкина. - Школьников, чей путь проходил через рынок по улице Пирогова, туда и обратно сопровождал милиционер.
В те времена спасением для многих стали огороды.
- Косогорский завод своим сотрудникам земельные участки выделял в Дубенском и Щекинском районах, обеспечивал автобусом туда и обратно, - вспоминает Георгий Макаров. – На огороде и картошечку, и огурчики с помидорами сажали. Этим кормились.  

Тулячки подкармливали пленных немцев

Немного легче стало в 1947 году, когда отменили карточную систему. В магазинах можно было свободно купить продукты. Увеличилось количество и ассортимент продаваемой ткани. В те годы люди сами шили для себя одежду. В магазины чаще приходили за костюмами и обувью. Медикам, военным и милиционерам рабочая форма выдавалась бесплатно.
- Началось массовое строительство жилых домов, - рассказывают Сергей Титаренко и его супруга Нина Ильинична. - На их постройку привлекались пленные немцы. Двухэтажные дома по улице Металлургов, в одном из которых мы живем, были построены ими. Также здание кинотеатра «Дом кино». К пленным относились спокойно, даже немного с состраданием. Женщины при случае передавали им что-нибудь из еды. И все же в голодные годы многие из них умерли от недоедания. Их хоронили на Криволученском кладбище.
- Ощутимо жизнь стала налаживаться в 1947-1956 годах, - говорит Лилия  Мазыкина. - Всех туляков обеспечили жильем, в магазины постоянно поставляли продукты. Тогда мы уже вздохнули посвободнее.

 

КСТАТИ

По воспоминаниям ветеранов, жители каждого района Тулы после войны держались обособленно. В центр выбирались редко, чаще всего за покупками.

 

 

 

Автор: Вороновский Иван

Комментарии для сайта Cackle