• Курсы валют:
      USD 93.59
      EUR 99.79
05.06.2015

Лишат ли статуса лицеи и гимназии Тулы

"Центр 71» отвечает на вопросы читателей о реформе школьного образования в нашем регионе.

Некоторое время назад в Тульскую область нагрянула «реформа» образования. Все школы города и области, а также детские сады должны объединить в так называемые образовательные центры. Первые такие «холдинги» появились в Москве в 2012 году. Тогда мнения специалистов о новшестве разделились. Одни поддерживали, другие стали говорить о разрушении педагогических коллективов и уничтожении уникальных учебных учреждений.

Модернизация системы образования получила неоднозначную оценку и со стороны тульских родителей. В нашу редакцию стали звонить взволнованные мамы и папы с просьбой разъяснить, что представляет собой новшество, зачем оно, и каких последствий ожидать.

Вопрос качества

Одним из первых под реорганизацию попал Лицей № 1 на ул. Пушкинской. Его должны были объединить с Центром образования № 1. Но родители запротивились. Они забеспокоились, что объединение приведет к снижению качества образования.

- Отдавая детей в первый лицей, мы рассчитывали, что им будут уделять больше внимания в плане учебы, чем в обычной школе, - говорит одна из мам. – Однако, по слухам, после объединения у «лицейских» учителей может увеличиться нагрузка. Вместо одного класса они будут вести несколько. А, значит, и внимания нашим деткам будет меньше. Это простой человеческий фактор.

- За 25 лет существования лицея выпущено свыше 2200 учащихся, половина из которых награждена золотыми и серебряными медалями, - говорит директор лицея № 1 Николай Сушков. - Высокий уровень образования достигался во многом за счет индивидуального подхода к каждому ученику: классы были и есть небольшие по 15-20 человек. Такое количество учащихся связано с тем, что здание лицея изначально строилось, как резиденция губернатора Тульской области, а не как школа. Лишь впоследствии его  приспособили под учебное заведение.

Разуверить родителей в ошибочности их мнения попыталась начальник Управления образования администрации города Тулы Татьяна Золотова на родительском собрании. Она заверила, что образовательные центры — это хорошо, что от объединения выиграют все, что у детей появятся дополнительные возможности в учебе. Но родителей ее слова не успокоили.

Одни плюсы?

Насколько оправданы опасения родителей? Управление образования успокаивает: от новшества выиграют все. Мол, основная идея создания образовательных комплексов — объединение юридических лиц (какими и являются все образовательные учреждения). Такое объединение позволит увеличить доступность образования и улучшит его качество в будущем. Но это лишь сухие казенные слова. А что же на самом деле получат дети от созданных образовательных комплексов?

По заверениям Управления образования, у реорганизации целый ряд преимуществ.

Во-первых, «в рамках одного образовательного комплекса у детей будет возможность широкого образовательного выбора и получения большего спектра образовательных услуг». Иными словами, если в одной школе есть, например, бассейн, а в другой — нет, но есть отличный тренажерный зал, то в рамках образовательного центра вопросов по посещению бассейна или тренажерного зала у учеников разных школ из одного центра не возникнет. Они смогут беспрепятственно посещать и то, и другое. То же самое касается различных секций, кружков, факультативов. В то время, как раньше подобные мероприятия были доступны только ученикам той школы, где они проходили.

Во-вторых, «педколлективы смогут обмениваться опытом. А это опять плюс к образованию школьников: они будут учиться по лучшим методикам, которые раньше были доступны только учащимся определенных гимназий или лицеев». Правда новизна этого пункта вызывает сомнения. Ведь преподаватели разных школ и раньше могли делиться опытом на различных конференциях, конкурсах, через центр повышения квалификации.

В-третьих, «благодаря образовательному комплексу будет осуществим мягкий переход ребенка из детского сада к общему образованию». Планируется, что в школе, которая входит в состав комплекса вместе с детсадом, для детей будут организованы занятия «Готовим к школе» наподобие тех, что сейчас предлагают многие частные центры дошкольного развития. Однако пока никто не знает, будут ли такие курсы платными или бесплатными.

В-четвертых, в старших классах у школьников будет больше возможностей по выбору профиля. Проще говоря, если одна школа специализируется на углубленном изучении языка, а другая на физике и математике, то ребенок не будет загнан в рамки той или иной направленности, а сможет развиваться во всех направлениях.

Сохранят названия

Еще один вопрос, волнующий родителей, статус образовательных учреждений. В министерстве образования Тульской области заверяют, что все лицеи и гимназии сохранят свои названия.

- После объединения образовательные учреждения Тулы будут называться «Муниципальное общеобразовательное учреждение», - пояснили в министерстве образования Тульской области. - Но в названии образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности. Таким образом, полное название образовательных организаций после реорганизации объединит в себя новое и старое названия. Например, «Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 1». А видовые различия (лицей, гимназия, школа с углубленным изучением предметов) упразднены приказом министерства образования и науки РФ от 30.08.13 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Действительно, в самом главном законе об образовании — Федеральном Законе Российской Федерации от 29.02.12 № 273 таких понятий как школа, лицей или гимназия вообще нет. Есть только общее понятие «общеобразовательное учреждение». Зато есть такие понятия в Постановлении Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 196 «Типовое положение об общем образовательном учреждении». Согласно нему к общеобразовательным учреждениям относятся «начальная общеобразовательная школа, основная общеобразовательная школа, средняя общеобразовательная школа, средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов, гимназия, лицей».

Кстати, прочитав приказ, на который сослались в министерстве, мы так и не нашли конкретных и четких слов об отмене статуса общеобразовательных учреждений.

Не хотите в центры? Готовьтесь доплачивать

Как стало известно, в Туле пока будет сформировано три образовательных центра.

- Крупные образовательные центры будут сформированы в Скуратово, на Косой Горе и в Заречье, - говорит депутат Тульской городской Думы Виктор Осташов. - Список более мелких образовательных центров станет известен позже, пока схема находится в работе. Основная идея создания центров - разделить функции руководителей школ и директоров образовательных центров. Руководители школ будут заниматься исключительно педагогической деятельностью, а директорам образовательных центров отдадут административно-контрольные и финансовые функции. При этом вынуждать школы вступать в образовательные центры никто не будет, но в этом случае дополнительное финансирование этим школам придётся искать самостоятельно.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Хотят позволить работать автономно

Руководители трех образовательных учреждений — лицеев №№ 1 и 2 и детсада № 4 обратились к руководству города с инициативой о формировании автономных образовательных учреждений.

- Некоторым организациям должны быть предоставлены возможности развития в условиях экономической самостоятельности, что определено законодательством, - говорит глава администрации города Тулы Евгений Авилов. - Думаю, самостоятельным площадкам с сильной материальной базой и сложившимися традициями целесообразно предоставить возможность функционирования в автономном формате. В любом случае, необходимо к каждой отдельной ситуации подходить взвешенно. Ни одного решения, не согласованного с родительским комитетом, приниматься не будет.

НА ЗАМЕТКУ

В Управлении образования при администрации Тулы действует телефон «горячей линии» по вопросам реорганизации образовательных учреждений (4872) 31-00-45.

Также в свободном доступе в сети Интернет любой желающий может ознакомиться со всей информацией по созданию образовательных центров. На сайте управления образования при администрации Тулы есть и презентации, и подробный план реорганизации (http://www.uotula.ru/novostnoy/blog/ctranitsa-9.html).

ЦИФРЫ

Сегодня в Туле работают:

122 дошкольных образовательных учреждения:

1 общеобразовательное учреждение «Центр образования № 1»;

84 общеобразовательные школы;

4 лицея;

6 гимназий;

1 школа-интернат начального общего образования;

2 вечерние школы.

В ходе реорганизации планируется создать 9 центров дошкольного образования, 7 общеобразовательных центров. Лицей № 1 и Лицей № 2 будут функционировать как муниципальные образовательные учреждения.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Оксана Осташко, министр образования Тульской области:

- В результате оптимизации образовательных учреждений будет наиболее оптимально реализован принцип преемственности дошкольного и начального общего образования. Процесс подготовки и поступления в первый класс для детей будет проходить безболезненно — ребенок успеет адаптироваться к школьным стенам до официального поступления в школу. Для родителей или законных представителей и их детей образовательный комплекс — большое преимущество. Ребенок, посещающий детский сад в составе образовательного комплекса, автоматически попадает в школу из этого же комплекса. Но может он пойти и в другую образовательную организацию, если там будут свободные места. Кроме того, при создании образовательных центров будет учитываться преемственность образовательных программ, которыми образовательные учреждения руководствовались ранее.

КСТАТИ

На контроле у губернатора

Сейчас ситуация находится на контроле губернатора области Владимира Груздева. По его поручению в Туле создали рабочую группу по обсуждению вопросов создания образовательных центров. Туда вошли педагогические работники, родители, представители общественных институтов. В работе группы принимают участие городские и областные депутаты, представители Общественной палаты Тульской области, профсоюзной организации, совета руководителей образовательных организаций города Тулы, городского родительского комитета, эксперты – ученые ТГПУ им. Л. Н. Толстого и Института повышения квалификации педагогических работников.

Рабочие группы экспертов выезжали в образовательные организации, проводили беседы с коллективами и родителями. Совместными обсуждениями удалось достигнуть некоторых договоренностей. Например, определена оптимальная численность образовательных комплексов с оптимальной численностью входящих в них учреждений - 2-3 школы и 2-3 сада. Это должно позволить построить эффективную и действенную систему управления.


 

 


 


 


 

Автор: Патракова Валерия

Комментарии для сайта Cackle