• Курсы валют:
      USD 59.66
      EUR 66.68
21.04.2015

В Туле увековечат подвиг железнодорожников. Мемориал откроют 6 мая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ко дню Великой Победы на Московском вокзале воздвигнут мемориальный комплекс. Его открытие состоится 6 мая.

За годы Великой отечественной войны в нашей стране железнодорожники перевезли 20 млн. вагонов с солдатами, а также с грузами – снарядами, боевой техникой, продовольствием. Если выстроить эти эшелоны по цепочке, то ими можно 4 раза обогнуть по экватору весь земной шар. Поезда шли сплошным потоком, иногда интервал между ними составлял 600-700 метров.

Весомый вклад в победу над фашистами внесли и тульские железнодорожники.

- Работы по строительству и ремонту вагонов и паровозов не прекращались ни на один час, - рассказывает Александр Потапенко, заместитель начальника МЖД по Тульскому региону. – Правда, они осложнялись режимом светомаскировки, из-за которой сварка по ночам была запрещена.

Не менее важной была охрана железнодорожных узлов. Наши сотрудники наряду с военными дежурили на станциях, защищая их от вражеских диверсий.
Отдельной задачей было восстановление разбомбленных железнодорожных путей. Делали это быстро, при этом, практически не имея необходимых материалов.

К 70-летию Победы было решено увековечить подвиги железнодорожников. Уникальные экспонаты времен Великой Отечественной войны появятся на Московском вокзале у первой платформы путей, по которым ходят пригородные поезда и поезда дальнего следования. Работы уже начались.

КСТАТИ

Как создавали легендарного «Туляка» в войну…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- В годы Великой отечественной войны бронепоезд № 13, названный «Туляк», создали на основе паровоза ОВ (в простонародье «Овечка» - прим. авт.), который в город оружейников пригнали из Москвы, - поясняет Александр Потапенко. - Изготовили «Туляка» примерно за месяц практически без чертежей. Наши мастера придумали ноу-хау. Между двух стальных листов толщиной около 15 мм, залили бетон. Такая конструкция делала бронепоезд практически неуязвимым. Заканчивали создание «Туляка» в период полной эвакуации предприятий города, когда враг был очень близко от Тулы. Кстати, аналогов «Туляку» больше не было.

После того, как немцы были отброшены от Тулы, бронепоезд отправили воевать на участок Белгород—Харьков. В 1942-м перед подходом фашистов к Воронежу, израненный в тяжелых боях «Туляк» ушел на восстановление, а экипаж боевой машины откомандировали в столицу для получения нового бронепоезда, построенного московскими железнодорожниками. В Тулу бронепоезд № 13 больше не вернулся. Его следы потеряны.

…и какой будет его копия для мемориала

- Паровоз, на базе которого создавали копию бронепоезда «Туляк» для мемориала, пригнали из Подмосковья, - рассказывает Александр Потапенко. – Не обошлось без сложностей. Необходимы были вагоны военной поры. А где их взять? Сегодня их нет в эксплуатации, а те, что были, порезали на металлолом. Нам пришлось обследовать подъездные пути всех промышленных предприятий Тулы, воинских частей. Мы осмотрели и заросли, и бурьян. Мы надеялись найти хоть какие-нибудь затерянные и забытые вагоны времен войны, и наши поиски увенчались успехом.

Например, так называемый вагон-теплушку, в котором в годы войны перевозили солдат, мы обнаружили в локомотивном депо. Мы сделали полную реконструкцию находки. Заменили до 90% материалов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Бронепоезд спас город от блокады

История бронепоезда «Туляк» особенно интересна. Его команда не позволила врагу замкнуть кольцо вокруг Тулы и, таким образом, взять город в блокаду.

 - Когда немцы не смогли взять Тулу с ходу, они начали окружать город с Востока, - говорит Александр Федорович. - К декабрю 1941 года противник отрезал все железнодорожные ветки, ведущие от нашего города, кроме направления Тула-Ревякино-Москва. Ситуация была сложной. На тот момент уже ощущалась нехватка продуктов в Туле. Ведь автомобильный подвоз продовольствия из-за натиска немцев был невозможен.

Чтобы полностью взять наш город в блокаду, противник поставил задачу перерезать железнодорожную магистраль с Серпухова на станцию Ревякино. Действия фашистов стали известны нашей разведке. Перед бронепоездом «Туляк» поставили боевую задачу: охранять железнодорожный участок Хомяково – Ревякино.

В ночь на 3 декабря 1941 года разведка донесла: колонна из сорока фашистских танков и пехота на автомашинах подходит к станции Ревякино. Бронепоезд вышел на позицию. В то время, когда на опушке леса появились 9 вражеских танков, он ударил по ним из бортовых пулеметов и орудий. Застигнутые врасплох, фашисты заметались в разные стороны. Четыре танка остались на поле боя подбитыми, остальные скрылись в лесу.

Вскоре разведка обнаружила, что через железнодорожный переезд на станции Ревякино проходят машины и танки, а впереди взорван противником железнодорожный путь. Выскочив на станцию, бронепоезд открыл огонь по захватчикам. Меткими выстрелами орудия сержанта Пучкова был подбит на переезде один вражеский танк. Он загорелся и преградил собою путь остальным танкам, в спешке повернувшим обратно. Фашисты открыли беспорядочный огонь из автоматов и минометов, но это не поколебало мужества туляков. Бойцы и командиры бронепоезда четко выполняли свои обязанности, ведя обстрел танков и пехоты противника.

Чтобы захватить бронепоезд, враг решил взорвать пути к его отступлению. Но наша разведка успела предупредить о намерениях противника. Бронепоезд вовремя отошел на новую позицию.

5 декабря бронепоезд совершил второй налет на станцию Ревякино с тыла врага. Увлеченный боем с пехотой, противник не ожидал его появления. Не выдержав такого огня, враг в панике начал отступать со станции, оставляя машины и орудия. К вечеру в Ревякино вошли наши части и окончательно освободили железнодорожный узел.

ВАЖНО

Мастерство машинистов

- В годы войны в большинстве случаев только мастерство машиниста могло гарантировать, что поезд приедет по назначению, - продолжает Александр Федорович. - Где-то ускоряя ход, где-то замедляясь или даже останавливаясь, эти герои умудрялись под бомбежками сохранить эшелоны целыми и невредимыми.

В дни обороны Тулы требовалось вывезти из города паровозы. Однако, рабочих рук не хватало. Невозможно было найти ни помощника машиниста, ни кочегара. Был случай, когда один машинист вывозил сразу три паровоза. При этом ему приходилось не только следить за дорогой, но и смотреть, не оторвались ли паровозы, вместо помощника, загружать за поездку десятки тонн угля в топку за кочегара.

Автор: Мартынова Ольга