• Курсы валют:
      USD 94.07
      EUR 99.93
22.09.2014 1

Эксперимент в Туле: как я стала нищенкой

Каково это - всеобщее презрение и добыча пищи без копейки денег? Редактор газеты «Центр 71» решила испытать на себе тяжелые будни нищего человека.

А сподвигла меня на это история одного бездомного с Косой горы. Михаил Иванович Мотрынец – уличный скиталец. 20 лет назад приехал в Тулу из Закарпатья на заработки. Тогда он как раз расстался с женой, работы на родине толком не было, а в Тулу позвали друзья.

В оружейной столице Михаил Иванович сразу устроился строителем и зарабатывал на хлеб ремонтными работами. Познакомился с женщиной, у нее и жил без прописки.

8 лет назад его сбила машина. Перелом тазобедренного сустава, увольнение с работы, бросившая женщина, украденные документы… Так он остался на улице. Михаил Иванович несколько раз обмораживал ноги и, как следствие - их частичная ампутация. Теперь его верный спутник – инвалидное кресло. Михаил Иванович рассказывает, как он с трудом добывает себе пищу. Каждый день он сталкивается с откровенным отвращением и непониманием со стороны прохожих.

«Они же не на моем месте! Им трудно понять» - пожимает плечами бездомный.

 Бомжуют все

Впечатлившись историей бездомного, редактор газеты «Центр 71» решил испытать на себе всю тяжбу нищеты. Ваша покорная слуга облачилась в образ бездомной нищенки и вышла на улицу, проверять отзывчивость туляков.

Четверг. Утро. Остановка «Мосина». Место было выбрано идеально – тут тебе и трудяги с оружейного завода и интеллигенция – неподалеку ГКЗ и ТЮЗ.

Иду попрошайничать. Шаркаю по улице и замечаю, как люд честной шарахается от меня как от проказы. Чувствуешь себя настоящим отбросом общества. Ну, вы, господин из «Инфинити», не откажите даме в сухом пайке. Подхожу к статному водителю престижного авто. Он нехотя достает полтинник. «Спасибо, дай Бог здоровья», - говорю.

Дальше – хуже. Моя просьба подать два рубля моментально превращала прохожих в немых и слепых. Все делали вид, что не замечают голодную оборванку. Правда, одна сердобольная женщина с рассадой пожалела меня:

- Миленькая, как же ты так? Ай-ай-я-я-я-я… Нет ничего дать тебе, с дачи еду.

Спасибо хоть на добром слове. На мое жалобное «пожалуйста, на горбушку черного», милая встречная девушка высыпала все содержимое кошелька с мелочью. А там целых 14.90 червонных. Больше щедрости не проявил никто.

Решила применить метод «тихой охоты». Аккуратненько складываю свои «пожитки» возле подземного перехода и благоухающей урны. Тут же кидаю «кости». Народ потянулся с проходных завода. Меня обходили за версту, отворачивая глаза. Ожидаемо. Протягиваю руку и прошу подкинуть «на хлеб». В ответ мадам в красном плаще вздернула носик вверх: «Работать надо!». Согласна, но такого «ценного кадра» без документов, да в жутком виде с руками на бирже труда не отрывают.

Глядь, ко мне осторожно двинулась маленькая девочка лет семи, потянула маму за юбку и тихо шепчет: «мама, а вот!» - и пальчиком в мою сторону. Мама схватила девчушку за руку и поспешила увести. Негоже на нищету смотреть.

Время шло, а желудок был пуст, как и моя шапка – сборник для денег. В течение следующего часа мой бюджет пополнили скромные 13 рублей. Может спящей прикинуться? Вдруг народ боится просто мне в глаза взглянуть и диалог завести? А-ну! Положила под голову мешок, прислонилась к стене и «задремала». А сама поглядываю одним глазом – клюет аль нет?! И тут удача – мужчина, с виду одетый чуть лучше меня, понес ноги в мою сторону. Думаю, пора просыпаться, спящая «красавица». Поднимаю на него глаза. А он: «Ух, ё! Да ты девка!». Киваю, мол, бывает и такое. Он понимающе покачал головой. Проверил карманы. Побежал на остановку. Вернулся через минуту и принес «полтинник» со словами: «Скоро и я с тобой сяду». Он дал мне те же пятьдесят рублей, что и предыдущий «благотворитель», но стоили они ему гораздо больше, ей-богу! Неужто сочувствие может проявить только тот, кто испытывает те же трудности? Нет, ребята, никуда не годится.

«Такая молодая и алкашка!»

Направляюсь в сторону овощного киоска с целью разжалобить продавщицу. Арбузы, персики, огурцы, помидоры… Есть чем унят аппетит бездомного. Окликаю продавца:

- Женщина, извините…

- Да, что вам? – продавщица оборачивается, мило улыбаясь. Однако, разглядев, «клиента», морщит нос.

- Может, вы дадите поесть? Я с утра не ела…

Женщина нехотя потянула руку к помидорам. Перебирала-перебирала, достала. И вот в моих руках очутился самый мелкий и «битый» помидор. Но и на том спасибо. Благодарю продавщицу и отчаливаю. Наш знакомый бездомный Михаил не раз рассказывал, как ему приходилось спать на лавочке днем, но это занятие небезопасное, могут и «двинуть».

Подхожу к скамейке на остановке. Сажусь, народ отходит от меня и брезгливо поглядывает. Рядом с лавкой, спиной ко мне стоит семейная чета. На скамейке стоит их пакет с чертовски красивыми яблоками. Никогда не видела более красочных и ароматных яблок. Наверное, с голодухи воображение разыгралось.

- Марин, убери пакет, здесь эта! Пошли отсюда, - выпалил мужчина и семейная чета удалилась, унеся с собой самые красивые яблоки на свете.

Мое «спальное ложе» освободилось. Сворачиваюсь калачиком, подложив под голову мешок. Неудобно, жестко, холодно. Прошло десять минут, потом еще пятнадцать. Разумеется, уснуть не получалось. Лежу с закрытыми глазами, слушаю разговоры. Туляки, ожидающие транспорт, явно были недовольны такой «компанией».

- Разлеглась. Небось, пива насосалась и дрыхнет, - вещала какая-то женщина.

- Такая молодая, а уже алкашка. Все эти дискотеки наркоманские… - продолжала догадки ее оппонентка.

«Я сидела на обочине и была счастлива»

Есть хотелось жутко. Нужно было что-то предпринять. На свои кровные купила в палатке вермишель быстрого приготовления за 24 рубля. Надо было раздобыть кипятку. Видела в переходе, как продавцы продуктового магазина потягивают чай. Иду туда. На мою просьбу залить вермишель кипятком, женщины отреагировали резко:

- Пошла отсюда!

Не смея больше мешать их трапезе, плетусь на другую сторону улицы. Рядом – пафосный ресторан. Голод напрочь лишил меня чувства достоинства. Открываю дверь ресторана и прошу администратора подойти к выходу, чтобы я не распугала посетителей своим видом. Молодой человек взглянул на меня с неподдельным ужасом. А я боялась, как бы мне не вызвали охрану. Протягиваю вермишель в одноразовой таре и прошу плеснуть кипятка. На удивление, молодой человек не погнал меня куда подальше и вежливо ответил: «Да, сейчас». Он скрылся за дверьми с моей вермишелью, а к окнам подошли сотрудники, с интересом рассматривая гостью. Через пять минут мой спаситель вынес горячую вермишель и пакет с хлебом.

- На, возьми. Ешь.

Вот так я, наконец, раздобыла себе еды. Шикарное пиршество и проводы голода состоялись на тротуаре по улице Металлистов. Я сидела на обочине, смотрела на кремль, ела дешевую вермишель пластмассовой вилкой и была счастлива. Оттого, что, наконец, смогла разыскать питание. Оттого, что в Туле можно найти отзывчивых граждан, которые не дадут беднякам помереть с голоду. И, главное, оттого, что я могу быть благодарна за все, что у меня есть. Собранные деньги – почти 130 рублей я отвезла Михаилу Ивановичу с Косой горы. Кстати, если вы хотите оказать ему какую-нибудь помощь, обращайтесь в редакцию: 50-11-83.

 

Благодарим за помощь в проведение эксперимента сотрудников ТЮЗ: заведующего художественно-постановочной частью Евгения Кудрявцева, гримеров Евгению Назарову и Галину Трубникову.

Автор: Счастливенко Екатерина

Комментарии для сайта Cackle