• Курсы валют:
      USD 66.43
      EUR 75.39
04.12.2018

Борис Играев: «Журналистика не бизнес, информация – не товар»

  Кафедра журналистики в Туле отмечает 10 лет со дня образования.

1 декабря 2008 года на базе гуманитарного факультета Тульского государственного университета (сегодня – Институт гуманитарных и социальных наук ТулГУ) была создана кафедра журналистики. С 2009 года здесь ведется подготовка бакалавров по направлению «Журналистика».

Возглавил кафедру известный тульский журналист Борис Анатольевич Играев.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теория малых побед

- 10 лет для кафедры – срок не большой, несмотря на глобальные перемены в медиаиндустрии. Сегодняшний праздник – скорее домашний юбилей, на который мы приглашаем наших выпускников. С гордостью могу сказать, что многие уже добились успеха в профессии, стали победителями различных творческих конкурсов, руководителями СМИ, были приняты в Союз журналистов России, - рассказывает кандидат филологических наук, председатель Тульской региональной организации Союза журналистов, заслуженный работник культуры РФ Борис Анатольевич Играев. - Многие наши выпускники, ставшие известными в тульской медийной среде, уже поздравили свою альма-матер, приняли участие в проходящих в эти дни на кафедре встречах со студентами: главный редактор журнала «Золотой квадрат» Эльвира Гафина, ведущая программ ГТРК «Тула» Анастасия Октябрьская, выпускница магистратуры Высшей школы экономики, а теперь и преподаватель кафедры Марина Банникова, корреспондент ТСН24 Антонина Маркова…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра журналистики создавалась с нуля: не было своего помещения, преподавателей, учебных программ, необходимого оборудования. Благодаря шефству над кафедрой ректора университета М.В. Грязева новое структурное подразделение ТулГУ получило возможность быстрого и успешного развития.

- История кафедры конвертирована в «теорию малых побед», - продолжает Борис Играев. - Каждый год ставим перед собой необходимую задачу и стараемся ее решить. Так были открыты специальные подготовительные курсы для абитуриентов, организованы областные научно-практические конференции по журналистике, начали издавать ежегодный научно- информационный вестник «Тульская журналистика», выпускать монографии по истории региональной журналистики, создали образовательный центр «Медиа Парк», открыли музей журналистики, запустили совместный проект с музеем-заповедником «Куликово Поле», вдвое увеличили количество приема студентов.


Новая веха

Со следующего учебного года на кафедре журналистики будет открыта магистратура. Приказ, разрешающий ТулГУ подготовку магистров по направлению «журналистика» был подписан в Министерстве науки и высшего образования РФ совсем недавно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Этого решения мы ждали, готовились к нему. Многие наши мотивированные выпускники продолжали обучение в магистратурах МГУ им. М.В. Ломоносова, РГГУ, РУДН, Шолоховском гуманитарном университете, Высшей школе экономики, в других вузах Москвы, Санкт- Петербурга, Воронежа. Причем, более 90 процентов туляков поступали в магистратуру на бюджетные места. Теперь наши выпускники смогут продолжать обучение в родном городе, - рассказывает Борис Анатольевич.

К образовательному процессу на кафедре привлекаются многие руководители тульских СМИ. Например, редактор «Комсомольской правды в Туле» Павел Коренюгин читает студентам курс экономики и менеджмента СМИ, заместитель редактора газеты «Молодой коммунар» Ирина Скибинская ведет курс «Мастерство журналиста», практические занятия по телевидению ведут журналисты ГТРК «Тула». Практикуется проведение мастер-классов с приглашением известных отечественных и зарубежных журналистов.

Кстати, посещающие кафедру руководители тульских СМИ, и предоставляющие студентам места для практики в своих редакциях, уже на этапе обучения присматриваются к будущим кадрам. Выпускники кафедры работают в ведущих тульских изданиях. Средний процент выпускников, остающихся в профессии, очень высок - 60-70%.


Шагать в ногу со временем

За десять лет изменился и подход в обучении студентов. Акцент в образовательных программах сделан на мультимедийные СМИ, конвергентную журналистику с изучением различных коммуникационных каналов: печатные издания, радиовещание, телевидение и наиболее популярный ныне формат — Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Больше внимания стало уделяться современным медийным технологиям. Менее актуальные дисциплины претерпевают изменения. Например, курс «Дизайн периодических изданий» заменил «Компьютерные технологии и дизайн», вдвое сократилось количество часов на изучение истории зарубежной журналистики, отказались на кафедре от преподавания издательского дела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Меняется мир, меняемся мы, - говорит Борис Играев. - Кафедра готовит специалистов для медиаиндустрии и не может не учитывать запрос работодателя, прогнозировать какие специалисты будут востребованы отраслью через 10-15 лет. - Современные абитуриенты приходят в вуз со знанием о цифровых программах и набором навыков: нет ни одного, кто не слышал бы о редакторе Fotoshop, многие умеют верстать, обрабатывать видео. Но наша задача, помимо развития базовых профессиональных технологических компетенций, умений и навыков, которыми должен владеть современный журналист – дать студентам и необходимый уровень академических знаний.

Для выживания, конкурентоспособности современные журналисты должны становиться авторами – осваивать прогностику, художественные и творческие навыки создания текста. Журналист должен уметь работать в жанрах публицистики, эссеистики, беллетристики, концептуальной журналистики, должен становиться идеологом, навигатором, уверенно показывающим утопающей в информационных потоках аудитории смыслы человеческого существования и направления жизни.

А вообще-то журналисту надо знать иностранный язык, психологию, логику, историю, философию, культурологию. Знать то, чего никак не сможет дать блогерство, социальные сети и организующий их компьютерный редактор. Они великолепно справляются с задачей «здесь и сейчас». Но это не журналистская миссия.

Выпускник кафедры должен быть интеллектуалом и интеллигентом. Именно поэтому такие образовательные дисциплины, как литература, этика журналистики, психология журналистики, журналистское творчество остаются в программе и не устаревают.


Из абитуриента – в студенты

Абитуриентам, выбравшим специальность «журналистика», необходимо сдать дополнительный творческий экзамен – сочинение. Уже девять лет преподавательский состав кафедры проводит для старшеклассников подготовительные курсы.

- Отличительная особенность наших абитуриентов образовательный уровень, - подчеркивает Борис Играев. - Статистика показывает, что 10-15 % абитуриентов имеют в аттестате среднюю оценку «5,0», почти 45% оканчивают школу с оценкой «4,5» балла. Редко у кого из поступающих средний балл в аттестате бывает ниже «4,0». В этом году средний балл по школьным аттестатам составил 4,7, а средний балл по профильным ЕГЭ (литература и русский язык) приблизился к 80. Средний проходной балл по бюджетной группе составляет, как правило, 240-250. Это один из лучших показателей по университету.

На творческом экзамене абитуриенты должны продемонстрировать умение логично и стилистически грамотно излагать свои мысли, понимание актуальных проблем, проявить наблюдательность, способность отбирать жизненные факты и их анализировать, стремление заинтересовать читателя своим сочинением. В работах оценивается степень владения русским литературным языком, знание его норм и правил, учитывается разнообразие словаря и грамматического строя, выразительность речи, количество орфографических и пунктуационных ошибок.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Некоторые сочинения абитуриентов я хорошо помню, - поделился Борис Анатольевич. - Попадаются работы с необычным взглядом, стилем, слогом. В дальнейшем именно эти ребята отличаются наиболее сильной мотивацией на хороший результат. Таких студентов всегда замечают и преподаватели, и будущие работодатели.

Свои профессиональные умения и навыки студенты оттачивают во время прохождения ежегодных производственных практик в редакциях тульских и московских СМИ, во время учебы издают свою кафедральную газету «Аудитория 111», готовят радиопередачи, снимают и монтируют видеосюжеты. А еще участвуют в волонтерском движении, КВН, занимаются художественным творчеством, спортом.

На кафедре уделяется большое внимание подготовке студентами дипломных проектов. Члены государственной экзаменационной комиссии – профессора столичных вузов – стабильно отмечают высокий уровень квалификационных работ тульских выпускников.


Миссия журналиста

Уже с первого курса студентам кафедры журналистики стараются привить уважительное отношение к будущей профессии. Заведующий кафедрой считает, что триумфальное шествие Интернета, при всех его плюсах, привело к утрате у начинающих журналистов профессиональных ориентиров (отчасти – под пагубным влиянием низкосортной «народной журналистики», где процветают деструктивная критика, истерический тон высказываний, распространение непроверенных материалов).

- Студенты должны понимать, что журналистика все-таки не бизнес, а информация – не товар, в чем нас почти убедили толкователи информационных потоков, цель которых – доставить аудиторию и нас с вами – рекламодателю. Реклама, PR, коммерческие цели, рейтинги, политическая целесообразность – они лишь тратят аудиторию, тогда как журналистика способна аудиторию собирать, а авторская журналистика – формировать, - говорит Борис Анатольевич Играев. – А потому кафедра просто обязана жить долго: кто-то должен генерировать слово и нести его в массы.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

6 выпусков

15 членов Союза журналистов России

Самый высокий проходной был – 278 (три экзамена)

4 главных редактора среди выпускников

 

Автор: Кудымова Юлия