• Курсы валют:
      USD 93.29
      EUR 99.56
26.05.2017

Протяните лапу поддержки! Как животные из Тульского экзотариума помогают особенным детям

С маленькой Аней мы познакомились теплым майским днем в Тульском экзотариуме. Доверчивая и улыбчивая восьмилетняя Аня, у которой синдром Секкеля, пришла сюда вместе с бабушкой на очередное индивидуальное занятие благотворительного проекта «Лапа поддержки».

Анечка родилась недоношенной, восьмимесячной. Врачи тогда сказали, что девочка глухая и слепая, и такой останется навсегда. Поставили диагноз «синдром Дауна». Практически до восьми лет Аня молчала. Ее бабушка Антонина Владимировна предполагает, что проблемы с речью были из-за плохого слуха. Сейчас слух пошел на поправку, а вот со зрением еще есть проблемы. Каждый маленький шажок прогресса дается годами усилий, огромным количеством времени, проведенным в больницах и институтах. Однако недавно Аня начала говорить – на радость близким. В этом году она пойдет в первый класс.

Чудеса бывают!

На эти занятия девочка ходит уже третий год. Больше всего она любит насекомых. Животные у нее есть и дома, но «Лапа поддержки» нужна не только для того, чтобы знакомиться с животными. Чем именно помогают такие встречи, нам рассказала Афанасьева Наталья Александровна, педагог-психолог.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Наш проект начался в 2008 году. С животными мы выезжали в Центр социального обслуживания населения Зареченского района. А в 2009 году к нам обратилась мама ребенка с синдромом Дауна с просьбой об индивидуальных занятиях. Мальчик еле ходил, не разговаривал. Просьбу его мамы услышали и постарались сделать все возможное для помощи.

И случилось чудо! После кропотливых занятий малыш начал нормально передвигаться, разговаривать, стал более социализированным. Сработало сарафанное радио, и в экзотариум начали подтягиваться другие родители с детьми, у которых подобные проблемы.

Так как все детки разные по возрасту и имеют особенности развития, было решено проводить групповые занятия. С каждым ребенком здесь занимаются индивидуально. Структура занятий очень гибкая и зависит от множества факторов. Главный из которых – настроение ребенка, его психологическое состояние. А оно может зависеть от того, кто его привел, даже от погоды.

В итоге сформировалась цель проекта «Лапа поддержки» - учиться общению, корректировать поведение детей с отклонениями в развитии, задействуя при этом животных. Дети адаптируются и социализируются, поскольку, несмотря на то что занятия индивидуальные, они все общаются, как одна дружная семья.

Кролик, шиншилла и хорек

Девочка Аня до занятий была не говорящим ребенком. Сейчас же она вполне понятно произносит заученные слова, называет имя бабушки, названия фруктов и овощей, которыми можно кормить животных. Ну и, собственно, самих зверушек, хотя пока и с трудом, может назвать тоже.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Часто наши детки подолгу привыкают к животным, иногда на это уходит больше года, – отмечает Наталья Александровна. - У Ани таких проблем не было, так как дома у нее тоже полно животных и до этого она занималась с ними в центре подготовки.

Каждое животное проиллюстрировано, так что, прежде чем знакомиться с ним, ребенок изучает его: как оно называется, какой имеет цвет, где находятся ушки, носик, лапки и хвост. Аня иногда впадала в замешательство, и в этом случае Наталья Александровна подсказывала ей первую часть слова – тогда девочка с нужной интонацией договаривала его вторую часть. После преподаватель вновь просит ребенка повторить все для закрепления.

Конечно же, каждый этап подается в игровой форме, без каких-либо напряженных моментов, чтобы у ребенка сохранялись позитивный настрой и доверие.

Знакомство с животным

Оно происходит следующим образом: с ним обязательно здороваются, учатся правильно его гладить. Ведь у каждого животного свой, особый покров. Это и иголки, и шерстка, и перья. Потом педагог переходит к частям тела. Ребенок, как прежде на картинке, показывает на животном части тела. А в заключение зверушку могут даже покормить. Не зря для этого заранее изучается, что она кушает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На этом занятии Анечка приклеила в корзинку бумажную капустку, яблочко, грушу, морковку и огурец, запоминая, что ест кролик. Со зверушками, с которыми у нее была встреча, она уже раньше знакомилась. Но знания освежить не помешало. Спокойный черный кролик, милая усатая шиншилла и юркий хорек – пушистые неагрессивные зверята – вызвали неподдельный восторг у девочки. С последним она даже прогулялась по всему экзотариуму на шлейке (специальном поводке), чем порадовала ждущую ее бабушку. Сделала также она и солнышко, нацепив на круглую вырезку яркие прищепки-лучики.

Прогресс налицо

Занятия в «Лапе поддержки» – это не только общение с животными, хотя встреча с ними - всегда положительные эмоции. Это еще куча всяких разных «развивалок». Они направлены на развитие у ребенка тактильных, зрительных и слуховых навыков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Очень многое построено на повторении, мы постоянно спрашиваем у ребенка, показывая на любой предмет, допустим, стул – «что это?», «какой у него цвет?» и прочее. Тяжелее всего ребятам даются цвета. Но прогресс, пусть и дается тяжело, тем не менее налицо», - отмечает Наталья Александровна.

Во время занятия, когда мы делали фотографии, любящая внимание Аня просила сразу показать фото с собой. А после они с бабушкой отправились на концерт, посвященный Дню семьи, который девочка с нетерпением ждала. Нам осталось только пожелать удачи этой улыбчивой активной обаяшке и ее заботливой бабушке.

Комментарии для сайта Cackle