• Курсы валют:
      USD 92.26
      EUR 99.71
15.05.2017

«ЛитераТула 2017»: дети, книги, два кефира

Прошедший уже во второй раз фестиваль детской книги «ЛитераТула» завлекал нас к себе буквально отовсюду: от радиостанций до упаковок молочной продукции. Почти каждый туляк, открывая свой холодильник, мог видеть талисман мероприятия – культурного вида кролика, держащего под мышкой книгу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В отличие от прошлого апреля, когда всё происходило на улице и во время резкого ухудшения погоды приходилось искать форс–мажорные варианты, в этом году «ЛитераТула» переместилась в просторный выставочный комплекс Кремля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фестиваль делился на несколько секций, например, «Комикс – клуб»: здесь читали лекции лучшие комиксисты России, «Книжный клуб» - разговоры и круглые столы для взрослых, которым не безразлична детская литература. Все три дня работала книжная ярмарка, на которой издатели продавали книги почти по себестоимости. Очереди были большими, но все уходили с полными пакетами и счастливые. Были здесь как вещи известные и всем понятные, вроде классики «Республика Шкид», так и необычные, вроде рисованных историй Тульского комиксиста Алексея Хромогина.

- Я очень люблю рисовать, но кто обратит внимание на картины начинающего художника? А вот через комиксы высказаться проще». Он все делает своими руками в буквальном смысле слова, даже печатается на домашнем принтере: «Тиражи у меня небольшие, да и это всё для души», - говорит Алексей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Один из организаторов «ЛитераТулы», Вова Апёнов, рассказал, как пришла идея фестиваля.

- Зимой прошлого года Ирина Ротчева, владелец первого в Туле детского книжного магазина «Корней Иваныч», выложила в контакте пост «Настало время делать фестиваль. Кто хочет помочь?». Я давно думал о чем-то подобном, но не хотел делать фестиваль комиксов в обычном ключе. А на фестивале секция комиксов не помешает. Вот так мы втроём - Ирина, как основной организатор, библиотека ТГПУ в лице Юли Ивановой и, собственно, я — встретились, поговорили, обсудили, что нужно городу и читателям.

Не было желания всё бросить из-за каких-то промахов?

- Объективно – нет. Наш прошлый фестиваль на второй день буквально взлетел из-за ветра. Шатры сломались, и мы за два часа все переделывали. Было странно, но всем понравилось.

Откуда человек может узнать про фестиваль?

- Основная площадка — социальные сети, но мы пока не очень круты в этом. Были на радио, были на телевидении. Во всех точках города расклеены наши афиши: в книжных магазинах, библиотеки, школах, университетах.

А как же реклама на кефире?

- Да, я действительно совсем забыл про кефир! Это, кстати, беспрецендентная штука, миллион упаковок этого кефира вышло. На самом деле, почему-то никто этим не пользуется. Договориться с заводом было не сложно.

Что тебе, как организатору, больше всего понравилось и не понравилось на фестивале в прошлом году?

- Известные современные писатели приехали в Тулу, чтобы поучаствовать в нашем фестивале. Тула — маленький город, это не «миллионник». Мне нравится, как построено взаимоотношение с гостями. Мне нравится реакция туляков на происходящее. Я не видел отрицательных отзывов. Но, конечно, то, что я их не видел, не означает, что их нет.

Как, помимо рекламы, привлечь людей на фестиваль? Как их заинтересовать мероприятием, да и чтением вообще?

- Фестиваль - это и есть явление, которое должно заинтересовать. Поскольку фестиваль бесплатный, он рассчитан не на то, чтобы заработать, а на то, чтоб создать аудиторию. Например, ты услышал о фестивале, пришёл, тебе понравились замечательные российские писатели, замечательные комиксы. Ты понял, что литературный мир существует и что неплохо бы было за ним следить. За этим и нужен фестиваль.

В каком масштабе ты бы хотел видеть ваш фестиваль?

- Есть замечательный город Воронеж, из которого в этом году у нас будут гости. И там каждое лето проходит фестиваль искусств. Это фестиваль, который захватывает весь город. Две недели весь Воронеж живёт этим фестивалем: парады на главный улицах, Open-air, выставки, книжные ярмарки, концерты. Всё это проходит уже очень много лет. Бюджет их фестиваля в триста раз больше, чем бюджет нашего, но это тоже не с потолка взялось. Вот такой фестиваль я хочу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ещё одним приятным сюрпризом на фестивале стала встреча, которую я ждал с самого детства. Андрей и Наталья Снегирёвы - авторы рассказов «Приключения Кешки», которые я ещё маленьким мальчиком читал в журнале комиксов «Ну погоди!». При встрече я даже отпустил шутку, что пока ждал встречи с автором, уже успел обрасти бородой.

Вы сегодня не участвовали в комикс-конвенте, а проводили мастер классы для детей. Не планируете вернуться в комикс-индустрию и придумать нового персонажа?

Наталья: - Из комикс индустрии мы никогда не уходили. Во первых, у нас есть такой персонаж, как Барик. Очень вредный пёс, отрицательный персонаж.

Андрей: - Еще есть Кузьма, Ерошка, которые выходили в журнале «Счастливые родители» и Большие малявки». Кешка имеет успех, потому что он выходил в еженедельнике «Семья», потом в журнале «Ну погоди!», ему 26 лет уже! Его больше знают, тем более он прошёл не только журнальный путь, но и книжный.

Вы упомянули про книжку. Можете рассказать про свою последнюю работу?

Андрей: - Сейчас мы иллюстрируем одного малоизвестного автора, который только начинает свой путь – это Олег Осетинский. Мы выбрали этого автора, потому что очень сложно найти литературу, которая еще не иллюстрировалась.

Как вам «ЛитераТула», какие впечатления?»

Андрей: - Мы в четвёртый раз в Туле, второй раз на «ЛитераТуле». До этого приезжали в наш любимый книжный магазин «Корней Иванович» и на фестиваль «Книжку под подушку». Даже если бы мы не были гостями, то всё равно приехали просто посмотреть. Потому что нам очень нравится организация, обстановка, площадка – всё идеально.

На третий день нам всё же удалось поймать Ирину Рочеву и расспросить её о фестивале:

Как у вас появилась идея создания фестиваля?

- Идея создания фестиваля возникала с созданием магазина. Для меня лично важно, чтобы ребёнок,который купил книжку и проникся ею, мог посмотреть на автора, который её написал. Чтобы у детей была какая-то цепочка понимания, что такое книга. Это не голый текст, а живая история: есть живой писатель, иллюстратор, редактор, чтобы всё это можно было прочувствовать. Чтобы понять, что чтение – это кайф, круто и важно. Это важная точка, когда ребёнка можно заинтересовать чтением.

Коллаборация с Вовой Апёновым немного странная. Посудите сами: книжный магазин и магазин комиксов…

- Дети любят комиксы, так что ничего странного тут нет. Комиксы - это отдельная история. Я не разбираюсь в этом так, как Вова. У меня своё, у него - своё.

Полный фотоотчет с фестивала - в нашем фоторепортаже.

Подготовили: Дмитрий Шестопалов

Максим Шевченко

Комментарии для сайта Cackle