Календарь истории. 1 июля: в Туле ввели казенную продажу алкоголя
1 июля 1901 года в Тульской губернии была введена казенная продажа питей.
Главными потребителями водки в то время, конечно, считались мужчины. «Так как женщины не заражены этим всероссийским недугом и для того, чтобы получить приблизительно верную цифру пьющего населения Тульской губернии мы отнимем от общей цифры населения число женщин в Тульской губернии, а также и детей, – рассуждал по этому поводу репортер «Тульской молвы». – Общее число женщин в губернии равно почти 900 000, но так как и часть последних подвержена алкоголю, то мы отнимем лишь 600 000 для того, чтобы нас не обвинили в преувеличении всероссийского горя, и примем что в Тульской губернии число потребителей казенного вина равно 1 200 000. Тогда выйдет, что на одного потребителя в среднем приходится немного более ведра водки в год на сумму около 9 рублей. Таким образом население тратит на водку менее 3 копеек в день».
Считалось, что казенка съедает последние гроши крестьянина, и это действительно было бедой. Ведь пьющие в большинстве своем были главой семьи, которая в крестьянском мире обыкновенно очень многочисленны.
После введения винной монополии потребление казенки даже пошло на спад, однако в 1906 году акцизное ведомство неожиданно сделало огромный скачок по сравнению с 1905 г. Объяснили это потрясениями революционного характера, неурожаем, безработицей, массой запасных, возвратившихся с войны в пределы Тульской губернии и проезжавших через нее в другие губернии.
Отчасти это было именно так – запасные, возвращаясь домой, пили на радостях очень много. Их угощали домашние, потом знакомые, они были желанными гостями везде, и жадная до рассказов о войне деревня не жалела денег на угощение. Запасные, останавливавшиеся на таком большом этапном пункте, как Тула, также непременно запасались водкой на дальнейшую дорогу. Однако длилось это не так долго. Движение запасных с войны началось с сентября 1905 года, а в первой половине 1906-го уже закончилось.
А вот что касается революционных событий, то газеты того времени отмечали, что когда население уходит с головой в политику, оно забывает о водке. В исторические дни октября 1905 года вся Россия забыла об алкоголе и жила другими интересами.
В целом аналитики акцизного ведомства, пришли к выводу, что главные причины повсеместного пьянства – алкоголь и безработица. Вынужденная праздность такой же страшный враг рабочего, как неурожай – крестьянина. Это с одной стороны. А с другой сегодня в России пьют, потому что урожай, а завтра – потому что неурожай.
И с 1906 года потребление водки в стране начало только расти. Согласно тульской статистике, из всех месяцев октябрь из года в год пребывал на первом месте по размерам продажи питей. Вообще же наибольшее потребление приходится на месяцы последней трети года, то есть в период реализации урожая. Наименьшее потребление выпадало на месяцы, на которые приходится великий пост.
Автор: Гусев Сергей