• Курсы валют:
      USD 63.91
      EUR 68.50
05.06.2015

В Туле рекламируют псевдолекарства

Пенсионерка Раиса Мартынова едва не купила препарат от серьезных болезней по рекомендациям сомнительных газет.

У Раисы Мартыновой, 73-летней пенсионерки из Тулы, серьезные проблемы со зрением. Недавно она перенесла операцию по замене хрусталика на одном глазу, второй слепнет из-за катаракты. Поэтому рекламу чудо-средства от «глазных» болезней, обнаруженную в почтовом ящике, тулячка восприняла как панацею.
- Обычно всю рекламу, которую нам в почтовые ящики кладут, я собираю в макулатуру. А тут вдруг одна из газет выбилась из общей кипы, - рассказывает Раиса Борисовна. - Причем на первой странице рекламировали капли из натуральных компонентов от болезней глаз.
Со страниц газеты Раисе Борисовне предложили «подарить себе идеальное зрение» и пообещали, что результат будет заметен сразу.
- После перенесенной операции ощущения не самые лучшие, - вспоминает пенсионерка. - Еще раз пережить вмешательство такого рода я бы не хотела. А тут такие чудо-капли, да еще все компоненты натуральные - в составе значились сок алое и витамины. Я решила, что нужно их купить.

Кот в мешке

Вернувшись домой, Раиса Борисовна позвонила по телефону для консультации, указанному в рекламе. Ей все очень подробно рассказали о каплях «для прозрения». По словам пенсионерки, впечатление от разговора осталось положительное - фирма внушала доверие.
- Показалось, что по телефону меня консультировал врач — все очень грамотно рассказал, - продолжает Раиса Борисовна. - Подкупило, что меня сразу отговорили приобретать капли на весь курс. Сказали, что сначала надо попробовать  - вдруг аллергия на компоненты начнется. И я решила – беру.
Реклама утверждала: для профилактического приема нужно «прокапать» 4 флакона - каждый по 610 рублей. Для пенсионеров якобы действует скидка. То есть вся покупка обошлась бы в 2280 рублей - сумма пусть и не самая большая, но ощутимая, особенно для кошелька пожилых людей. Но Раису Борисовну в последний момент
остановила вовсе не цена, а отсутствие дополнительных сведений. Пенсионерка заметила, что в газете не была указана информация о возможных противопоказаниях.
- Да и внучка стала отговаривать меня от опрометчивого шага, - вспоминает Раиса Борисовна. - Она посмотрела газету и сказала, что в ней даже не указан тираж и адрес редакции, что незаконно. Но честно говоря, если бы мой лечащий врач сказал мне, что рекламируемые средства из газеты помогают, я бы ему поверила и купила бы те капли для глаз, не задумываясь. Нужно же кому-то в этом мире верить.  

Кладезь нарушений

Действительно, людям хочется верить в чудо-средства от всех болезней. Но можно ли? Корреспонденты «Центра 71» решили выяснить, насколько достоверна и законна информация, которую распространяют «газеты здоровья». Листаем «Вестник здоровья» и «Народную медицину», которые положили в почтовый ящик Раисы Мартыновой. Первое, что бросается в глаза — отсутствие «предупреждалки» на страницах газет. Согласно законодательству, каждая рекламная статья, рассказывающая о любых лекарственных средствах, должна сопровождаться предупреждением о возможных противопоказаниях и необходимости консультации со специалистом, а публикации о БАДах — предупреждением о том, что данное средство не является лекарственным. По закону надпись должна занимать для БАДов — 10% от текста, для лекарственных средств — 5%.
Надпись мелкими буквами «Перед применением проконсультируйтесь со специалистом. Не является лекарством» стоит на последней странице газет. Но это дела не меняет. Такая формулировка, во-первых, неверная — она просто «объединила» предупреждение по лекарственным средствам и БАДам, а во-вторых, ее на всю газету, напичканную рекламой, явно недостаточно.
Еще одно нарушение закона — отсутствие выходных данных. На последней странице не указаны адрес редакции, тираж, контактные данные. По закону печатные СМИ обязаны публиковать такую информацию.
При более детальном рассмотрении замечаем некий «ГОСТ» в рекламе глазных капель, приглянувшихся Раисе Мартыновой. Выясняем, что этот стандарт носит название «Изделия косметические жидкие. Общие технические условия». Он распространяется на жидкие косметические изделия - лосьоны, лосьоны-тоники, тоники, средства для завивки и укладки волос, дезодоранты и дезодоран-
ты-антиперспиранты, антиперспиранты и тому подобное. Но никак не на лекарства. К тому же данный ГОСТ уже отменен.

Комментарии
специалистов


Юрий Елагин, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы:

- В силу статьи 3 Федерального закона N 38-ФЗ рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Законом о рекламе установлен запрет на недобросовестную и недостоверную рекламу. Кроме того, предусмотрено, что в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Если в газете отсутствуют выходные данные (ФИО редактора, адреса редакции, издателя, типографии и т. д.), найти распространителя рекламы (изготовителя газеты, рекламодателя) не представляется возможным.

Нина Груздевская, педагог-психолог:

- Русские люди склонны, как никакие другие, к ожиданию чуда, особенно пожилые. Поэтому очень важно предупреждать людей о «подводных камнях» различной рекламы. Это должны делать в первую очередь родственники или социальные работники.

Тем временем

Препараты с доставкой на дом

Недавно в Туле появился новый вид рекламы: штампики на дверях подъездов. Тулякам предлагают купить средство для повышения потенции с доставкой на дом. Не заметить рекламу невозможно – штампы красуются около ручек дверей. Насколько это законно? За ответом на этот вопрос мы обратились  к Андрею Ярцеву, начальнику отдела информации и общественных связей УМВД России по Тульской области. - Сейчас сотрудники полиции разбираются с ситуацией распространения рекламных надписей на подъездах, - ответил Андрей Викторович. - Реклама в виде штампов с указанием номера телефона и лекарственного средства является нарушением законодательства. Любые лекарственные средства должны продаваться исключительно в специализированных учреждениях. Чтобы не навредить здоровью, полиция Тульской области просит граждан не покупать лекарственные препараты, продаваемые посредством незаконной рекламы.

Был случай

В 2014 году антимонопольная служба установила, что по почтовым ящикам многоквартирных домов Тулы распространялась газета «Народная медицина» с рекламой экстрактов, мазей, кремов, бальзамов. Рекламируемые в газете товары не являлись лекарствами. Они были представлены как панацея от многих серьезных заболеваний. Проверка установила: реклама создавала впечатление, что объекты рекламирования обладают лечебными свойствами, положительно влияют на течение болезни, в рекламе приведены письма физических лиц, утверждающих об их целебных свойствах, содержатся ссылки на конкретные случаи излечения. За данные нарушения предусмотрена ответственность. НО! Газета, в целях уклонения от нее, не указала информацию о выходных данных периодического печатного издания. Важно Незаконными газетами заинтересовалась прокуратура Тульской области. По факту их распространения ведется прокурорская проверка.

Автор: Патракова Валерия

Как не отравиться алкоголем в новогодние праздники
12:01 Сегодня

Как не отравиться алкоголем в новогодние праздники

В преддверии Новогодних праздников спрос на...

Первая помощь при отравлении угарным газом
03.12.2016

Первая помощь при отравлении угарным газом

Температура падает, туляки подключают...

Как будут работать выездные бригады в Большой Туле в декабре
02.12.2016

Как будут работать выездные бригады в Большой Туле в декабре

В декабре в Большой Туле будут работать выездные...

В Тульской области зарегистрировали 4 факта заболевания эхинококкозом
01.12.2016

В Тульской области зарегистрировали 4 факта заболевания эхинококкозом

Управление Роспотребнадзора по Тульской области...

В Туле состоится акция «Красная нить»
01.12.2016

В Туле состоится акция «Красная нить»

1 декабря состоится акция, посвященная Всемирному...

Как будут работать выездные врачебные бригады в декабре
30.11.2016

Как будут работать выездные врачебные бригады в декабре

В Большой Туле в декабре продолжат работу...

Тульские железнодорожники помогают бороться с ВИЧ и СПИД
29.11.2016

Тульские железнодорожники помогают бороться с ВИЧ и СПИД

По всей России проходит акция акции «Стоп...

Где в Большой Туле будут работать выездные врачебные бригады в ноябре
28.11.2016

Где в Большой Туле будут работать выездные врачебные бригады в ноябре

В Большой Туле в ноябре продолжают работу выездные...

75 катков, 26 хоккейных площадок и не только будут развлекать туляков зимой
22.11.2016

75 катков, 26 хоккейных площадок и не только будут развлекать туляков зимой

Дмитрий Яковлев, глава комитета Тульской области...

За неделю в Туле зарегистрировали 3052 случая заболеваний ОРВИ
18.10.2016

За неделю в Туле зарегистрировали 3052 случая заболеваний ОРВИ

Тулякам стоит поберечь себя и своих близких, ведь...

Туляков предостерегают об опасностях осенней рыбалки
17.10.2016

Туляков предостерегают об опасностях осенней рыбалки

Осенние месяцы считаются наилучшими для рыбной...