• Курсы валют:
      USD 93.59
      EUR 99.79
17.02.2020

Тульский театр над землей и под землей

Продолжаем наш рассказ о проектах минувшего столетия, предполагавшихся воплотиться в архитектуре города оружейников, но по разным причинам так и не построенным или недостроенным.

Безусловно, одним из самых одиозных прожектов является Новый кукольный театр. Хотя бы потому, что до своего воплощения он дожил. Более того, был практически завершен.

Строительство здания началось в 1984 году. В него должен был переехать тульский кукольный театр, размещавшийся в двухэтажном особняке XIX века, абсолютно не приспособленном для такого использования, но, где он и пребывает до сих пор.

В создании этого уникального проекта вместе с архитекторами А. Андреевым и Л. Меркуловым участвовал известный актер и в то время главный режиссер Тульского областного театра Игорь Москалев. Ему — человеку, чьи спектакли были известны далеко за пределами региона — удалось заручиться поддержкой Сергея Образцова и Сергея Михалкова, дать старт грандиозному проекту.

Структура нового театра чем-то перекликлась со знаменитым зданием Образцовского в столице. В первую очередь, благодаря сказочным часам на фасаде, выходящем на улицу Советскую. Туляки тоже могли бы сверять время и любоваться выезжающими из окошек куклами.

Колодец на 6 этажей

Проектом предусматривалось два надземных этажа — с широкими холлами, ступенями, несколькими буфетами, комнатами для занятий театральной студии — и два подземных, в которые были погружены два зала, большой и малый, а также помещения для актеров и хранения реквизита. Сообщение всех этих помещений обеспечивалось в том числе несколькими лифтами.

Основу для всего здания создавало сценическое пространство, представлявшее собой громадный прямоугольный колодец, уходящий под землю еще на два этажа ниже условного пола большого зрительного зала. Колосники же оказывались над сценой на высоте еще четырех этажей — по театральным меркам вполне обычно, а вовсе не шикарно.

Сам корпус, хоть и был построен на маленьком пятачке на месте снесенного старого двухэтажного дома и подступал почти вплотную к девятиэтажке позади него, создавал минимальные помехи для жильцов, перекрывая доступ света и обзор всего в четырех квартирах. Которые, к слову, планировалось выкупить для использования самим театром.

На остатках

Начавшись, строительство очень вскоре заглохло. Уже в самом конце 80-х финансирование резко сократилось. На тот момент, по оценкам экспертов, здание уже находилось в 70-процентной готовности. Из запланированных 200 миллионов — первоначальной стоимости всего проекта, было освоено только 40.

Последняя цифра кажется несуразной только на первый взгляд, потому как в общую сумму входили не только отделочные и пусконаладочные работы, но и все техническое оснащение театра — механизмы для передвижения сцены, задники-трансформеры, лифты и многое-многое другое.

Еще какое-то время продолжалось освоение уже приобретенных материалов, было практически закончено формирование так называемого «теплового контура», подведены все коммуникации... Однако в 1992 году финансирование строительства из федерального бюджета было окончательно прекращено. Здание пришлось оперативно законсервировать.

Что это означало в те лихие времена? Правильно, неохраняемую заброшенную стройку, хоть и за забором и, как на ладони, в центре города, начали тихонько разворовывать.

Агония

Прошло еще семь лет. О забытом проекте вспомнили в столице и решили возобновить финансирование. Но лишь в пределах, необходимых для сохранения постройки, — по 3 миллиона в год.

Каким-то образом в тот промежуток времени удалось выкроить деньги на укрепление несущих конструкций, пострадавших от перепадов температур и воды, продолжилась внутренняя отделка, была начата установка вентиляции, водопровода, пластиковых окон, практически полностью доделана и покрыта металлочерепицей крыша. Приведен в порядок сквер рядом.

На какой-то момент у общественности возникло ощущение, что все еще может случиться — и здание все-таки достроят.

В 2002 году во время визита в Тульскую область вице-премьер правительства Галина Карелова заинтересовалась тульским долгостроем. По словам тогдашнего губернатора области Василия Стародубцева, строительные работы здесь практически закончились, требовалось около 150 миллионов рублей на отделочные работы и сценическое оборудование. Галина Карелова сообщила, что строительство Тульского кукольного театра внесено отдельной строкой в проект федерального бюджета, и вполне реально увеличение ежегодной суммы в десять раз.

Но увеличения финансирования не произошло. Возможно, отчасти в этом виноваты и сами театральные работники. В какой-то момент в театре произошел раскол (Москалев к тому моменту там уже не работал), и часть коллектива решила, что новое здание для них слишком большое, что погасить коммунальные платежи за 10 тысяч квадратных метров им будет не по силам. Это мнение было услышано в областном департаменте культуры. Так родилось предложение разместить в одном здании сразу и театр кукол, и ТЮЗ. В результате эта идея не понравилось обоим коллективам, и все снова подвисло.

Помнится, где-то как раз в тот промежуток времени одна из фирм планировала перестроить замшелого гиганта для коммерческих нужд, оказав при этом содействие в возведении пристройки с большим зрительным залом к старому зданию театра кукол. Одним из авторов проекта был тульский архитектор Павел Шатохин. Но и это предложение заглохло.

Снести быстрее, чем построить

2004 год можно назвать датой официальной «смерти» нового кукольного театра — именно тогда долгострой был выведен из списка объектов, финансируемых за счет федерального бюджета. Хотя, приезжавший тогда в Тулу депутат Госдумы Иосиф Кобзон обещал помочь...

Строительная площадка была окончательно покинута, охрана снята. Ушлые люди начали потихоньку растаскивать, что плохо лежало, выламывая решетки на оконных и дверных проемах.

Вновь к теме театра кукол вернулись через пару лет, когда в регионе был уже новый губернатор. Именно тогда появилась информация, что здание признано непригодным к эксплуатации, и его необходимо снести, чтобы не портить облик обновляющегося центра города.

В общем-то о «социальной значимости объекта» уже никто и не вспоминал — все обсуждения крутились вокруг того, каким образом лучше здание снести. И построить на его месте красавец четырехэтажный торговый центр, с подземной стоянкой на на 300 мест.

Против этого выступили, в первую очередь, жители пресловутой расположенной в нескольких метрах девятиэтажки. Они просили: если уж нельзя достроить кукольный театр, то сделайте в центре города сквер, но только не очередной торговый комплекс. Но... бизнес есть бизнес, и в один день демонтаж начался. Да так бодро, что когда выяснилось, что работы были начаты без какой-либо разрешающей и проектной документации, а участок даже не был передан в собственность фирмы, зданию был нанесен солидный ущерб.

Потом было проведено несколько экспертиз, давших прямо противоположные результаты. А в 2010 году был даже утверждён проект расширения зрительного зала на 250 мест. Но не сложилось...

Фото автора.

Автор: Копытов Игорь

Комментарии для сайта Cackle