• Курсы валют:
      USD 64.61
      EUR 72.32
13.05.2019

Режиссер Анна Терешина: Интерес к театру не иссекает, а значит будут Шекспиры своей эпохи

В 2016 году в театральной жизни города произошло яркое событие — свои двери для туляков открыл Новый театр. Идея его создания принадлежит Андрею Лазукину. В 80-е годы он был артистом театра «У Толстовской Заставы» под руководством Александра Белова. Расформирование театра стало толчком к созданию «Нового». В репертуаре театра — высокие и современные комедии, психологические триллеры, фантазии по мотивам зарубежных авторов, монологи, детективы... «Центр 71» побеседовал с режиссером и художественным руководителем театра Анной Терешиной о будущем театра, диалоге со зрителем и как не выпускать «Гамлета на лыжах».

Анна Терешина совещает роли режиссера, художественного руководителя и актрисы

Театр создавался как единое творческое пространство, открытое для любых экспериментов...

— Я за то, что бы театр совмещал в себе разные жанры. Театр — искусство синтетическое, оно, порой, способно вместить в себя неожиданные вещи. Главное знать, зачем ты это делаешь. Эпатаж ради эпатажа — это не для меня.

Вы теперь сочетаете амплуа художественного руководителя театра и режиссера. Какие перемены ждут театр?

— Я бы не сказала, что что-то поменялось. Я по-прежнему режиссер «Нового Театра», мы совместно с директором нашего театра определяем репертуар, решаем вопросы. Дело не в названии, я ставлю спектакли - это самое главное. Мы внутри театра на обзываемся друг на друга худрук, режиссер, директор. Но да, на публике я теперь именуюсь художественный руководитель. Что же касается перемен, это в принципе качество, которое должно быть свойственно живому театру. Поиск новых форм, авторов, надеюсь начнем выезжать на фестивали и конкурсы, я думаю театр уже для этого достаточно окреп.

Намерены ли вы расширять труппу? Сколько человек сегодня работает в вашей команде?

— Задачи расширить труппу не стоит. Как во многих небольших театрах, есть момент текучки. Люди приходят уходят, не находят себя в нашем театре, или не выходит сработаться. Но мы рады всем, и открыты к общению, к новым идеям, проектам. Артистов театре сейчас порядка 6 человек. Это и наши корифеи, «отцы основатели» (Сергей Степин, Олег Пышненко, Андрей Лазукин), и подрастающая молодежь.

Вы заканчивали театральное училище имени Щукина. Какие главные уроки вам преподали Андрей Левицкий, Михаил Борисов?

— Да, я закончила этот прекрасный институт и училась у двух лучших мастеров своего дела! Если говорить об уроках, то, наверное, главное, что режиссура — дело серьезное, ты должен обладать навыками, это профессия. Мы же не просим человека с улицы делать операцию, так и тут. Ты отвечаешь перед собой, перед артистами, перед зрителями. Потом всегда учили любить автора, читать его, в пьесе все есть. Не надо «придумывать пропеллер». А самое главное, чему меня научили, что театр — дело веселое и радостное!

Анна Трешина с режиссером Михаилом Борисовым

Насколько вы как режиссер свободна в своем выборе, ведь одного желания высказаться может быть недостаточно?

— Да, я согласна, что есть жизненные реалии, которые порой не позволяют взять ту или иную пьесу, хотя «душа просит». Но и ставить то что претит мне я не буду, я могу. Но зачем? С другой стороны в любом материале можно найти что-то уникальное, ну или хотя бы попробовать, как и в человеке! И, честно, мне не совсем нравится формулировка «высказаться». Да, бывает, но я бы назвала это любовью. Вот она случилась (с пьесой, книгой, историей) и ей хочется поделиться, хочется ее воплотить.

В репертуаре театра есть постановки, действие которых происходит в Нью-Йорке, Манхэттене. Чем они вам близки?

— Я в чем-то эстет. Люблю джаз, люблю атмосферные спектакли, так получилось что и «Магия на Манхэттене» и «Мечтатели» — это истории, рожденные в Нью-Йорке. Это не специально подбиралось. Видимо я притягиваю к себе такой материал. Эти истории звучат во мне. Я их чувствую. Я знаю, ну или предощущаю, как их преподнести зрителю. Да и сама с удовольствием ныряю в этот мир, красивых женщин, элегантных мужчин, джаза, шума, искусства.

Трогательная, забавная и поучительная любовная комедия "Магия на Манхэттене"

Какие еще у вас режиссерские интересы? В приоритете — классика или современная драматургия?

— Я люблю классику! Она мне ближе, но с ней есть трудности в плане реализации. Как ей дать звучание сейчас? При этом сохранить автора и не выпускать «Гамлета на лыжах»? Тонкая работа, но в этом есть своя прелесть. Современные авторы... был период, когда было сложно, а сейчас мне кажется появляются имена, интерес к театру не иссекает, а значит будут Шекспиры своей эпохи. Вот, кстати, мечтаю поставить Шекспира «Ричард Третий» и Чехова «Иванов».

Спектакль "Мечтатели" о непреклонности воли и веру в мечту

Какую из своих постановок вы считаете самой удачной и почему?

— Судить об успешности не мне, об этом судит зритель, выбирая спектакль или нет, приходя на него снова или нет. Поэтому, если говорить об этом с этой стороны, то из последних «Магия на Манхэттене» — я хотела подарить людям сказку, ведь взрослые нуждаются в чудесах не меньше детей. Вот этот спектакль случился!

А я, например, люблю спектакль, который почти не идет в нашем театре, зрители его опасаются. Я говорю о спектакле «Бедные Люди» по Ф.М. Достоевскому. Я понимаю, материал сложный, но работа была удивительно интересной: создание инсценировки, поиск формы и пространства, работа с хореографом Анастасией Батыревой. Красивый спектакль. Я его люблю и скучаю по нему.

Спектакль "Бедные люди" по Ф.М. Достоевскому

Что вам сейчас нравится в современном театре — и как зрителю, и как режиссеру? Что бы вы рекомендовали посмотреть тулякам?

— Мне трудно смотреть спектакли как зрителю, это уже видимо особенности профессии, профдеформация, если хотите. Но иногда случается «отключиться» и просто получить удовольствие. Например, в нашем Драматическом театре с восторгом смотрела «Земля Эльзы» в постановке Дмитрия Краснова. Получила огромное удовольствие. Люблю спектакли Римаса Туминаса (Театр Вахтангова). Обожаю работы Юрия Бутусова. Ну и абсолютная фанатка театра «Сатирикон» и Константина Аркадьевича Райкина. Люблю умные спектакли, люблю, когда про, а не для... Хотя, как говорил Евгений Багратионович Вахтангов: «Театр — это праздник!» Да будет так! 

 

Фото: Архив героя публикации

Автор: Власова Мария