• Курсы валют:
      USD 56.76
      EUR 63.67
10.09.2013

Безучастная толпа как смерть

Гениальная постановка «Анны Карениной» театра им. Вахтангова

В понедельник на сцене Тульского драматического театра выступали знаменитейшие гости – театр Вахтангова с хореографическим спектаклем «Анна Каренина». Зал был переполнен, люди сидели даже на лестнице.

Погас свет, наступила тишина. Вдруг молчание нарушила громкая торжественная музыка. На сцене оказалась толпа. Они двигались синхронно, были одеты в практически одинаковую одежду.

Да, я такого не ожидала. Я все-таки готовилась услышать знакомое «Все смешалось в доме Облонских». Но никто не проронил ни слова.
Постановка, действительно, гениальная. Все чувства героев гипертрофированы. Их действия – преувеличены. И здесь, действительно, не надо слов.
Анну Каренину играет Ольга Лерман, Алексея Вронского – Дмитрий Соломыкин. На переднем плане только два эти героя. Остальные – толпа, масса. Причем масса мрачная и злая. Ольга Лерман отлично двигается, тонко чувствует настроения своей героини. Она очень изящно, но, в то же время эмоционально проходит все стадии жизни Анны: от влюбленности через ревность к пониманию того, что жить ей больше незачем.

На протяжении всего спектакля я поражалась, как тонко режиссер Анжелика Холина прочувствовала всю историю, людей. Ведь Каренин, которого играет Евгений Князев, единственный, кто не танцует. За ним постоянно следует толпа светского общества, он постоянно мрачен, смотрит на всех мертвым взглядом. И только машет руками, что так ненавидит в нем Анна.

Отдельного разговора заслуживает рассказ о той самой массе. Она черная, актеры всегда двигаются синхронно. Сначала вместе с Анной и Китти, потом, отвергая несчастную Каренину – идут след-вслед за ее мужем, а после и вовсе отворачиваются от падшей женщины. И, что самое главное, эта самая толпа и убила Анну. В оригинале - своим презрением. А в этой постановке – еще и в прямом смысле. Толпа в финальной сцене изображает стук колес, под которыми гибнет Каренина.

Меня поразила сцена, в которой Каренин забирает сына у Анны. Признаться честно, по телу пробежали мурашки: столько чувств у несчастной матери, которой запретили общаться с сыном. Анна, что есть силы, прижимает к себе маленького Сережу, отец уводит мальчика, тот упирается, бежит к матери. Анна вне себя от горя. Она в длинном черном платье, то поднимается с колен, то вновь падает на землю.

В конце она решит, что жизнь потеряла смысл. Повернется спиной к залу, будет шататься и падать. Из-за кулис в нее полетят тяжелые стулья, с каждым ударом которых Анна будет все ближе к смерти. А потом раздастся перестук колес и занавес закроется.

Автор: Анна Фрадкова