• Курсы валют:
      USD 94.09
      EUR 100.53
02.03.2017

Прототипами героев романа «Живые и мертвые» стали туляки

Что еще стало известно из рассекреченных архивов

В юбилейный год Константина Симонова в Туле прошли «Симоновские чтения». Но не все знают, что прототипами нескольких героев его романа «Живые и мертвые», с которыми читатель проходит путь от первых дней отступления до разгрома немецкой армии под Москвой, являются туляки.
Описывая войну, Симонов ввел в роман более 200 действующих лиц. Среди которых выделяется генерал Федор Федорович Серпилин - собирательный образ сразу двух командиров-туляков: полковника Семена Кутепова и Василия Хлебцова. Первый командовал 388-ым стрелковым полком, второй – 110-ой стрелковой дивизией.

«Мы ляжем здесь, но Родину прикроем»

- На тульской земле была сформирована 172 стрелковая дивизия, в частности, 388 стрелковый полк. Им руководил полковник Семен Федорович Кутепов, уроженец деревни Большие Калмыки, которая расположена на территории Киреевского района, - рассказал председатель Тульского городского совета ветеранов войны Юрий Курмаев. - По плану генштаба 172 дивизия должна была идти в Белоруссию. Солдаты, которых перебрасывали несколькими эшелонами, успели добраться до Могилева. Дивизии было приказано не идти дальше, как это было предписано мобилизационным планом, а остановиться и готовиться к боевым действиям.
На протяжении трех недель 172 дивизия мужественно защищала Могилев. Именно в это время в нее прибыл корреспондент «Красной звезды» Константин Симонов. Командир полка полковник Кутепов встретил их очень неласково. В восьмом томе дневников Константина Симонова так описывается его первая встреча с Семеном Федоровичем:
«На 5 или 6 км за Могилевом мы свернули и въехали в какие-то заросли, где нас сейчас же задержали. Обрадовал порядок в Могилеве, обрадовало и то, что как только мы свернули с дороги, нас задержали. Очевидно, в этом полку ночью никуда нельзя было пробраться, не наткнувшись на патрульных. Всех троих нас под конвоем доставили в штаб полка. Из окопа поднялся очень высокий человек и спросил: «Кто вы такие?». Мы сказали, что корреспонденты. Было так темно, что лиц невозможно было разглядеть».
Семен Федорович сказал им: «Я не знаю, кто вы такие. Вы говорите, что вы корреспонденты? А сколько сейчас ходит людей, называющих себя разными именами и должностями... Вот сейчас положу вас на землю и до утра продержу».
Чувствовалось, что это человек решительный, который любил во всем порядок.
Симонов вместе с фотокорреспондентом пробыли на передовой почти сутки. Утром они пошли снимать те танки, которые были подбиты днем. Симонов потом написал, что он впервые увидел такое большое количество техники хваленой немецкой армии, уничтоженной советскими солдатами.
Несмотря на то, что мимо Могилева отступали солдаты и офицеры, то ли по приказу, то ли самовольно, Кутепов твердо сказал: «Мы вот здесь встали и мы не уйдем. Мы ляжем здесь, но Родину прикроем собой».
Это высказывание чувствовалось и в делах, потому что он рассказал прибывшему корреспонденту, что его полк отрыл большое количество окопов и огневых точек и дальше фашистов не пропустит.
В течение трех недель туляки защищали Могилев. Их позиции стали тем островком, который утвердился и не отступал. Вскоре он выделялся далеко на запад, в то время, как немцы были уже на Днепре и под Смоленском. Но силы были не равны, и дивизия почти вся полегла.
Фашисты пошли на прорыв ночью. Обороняющимся было сложно: не видно, кто справа, а кто слева. В этой ночной атаке, как до сих пор считалось, пропал без вести Кутепов. Его не было ни среди тех, кто смог выйти из окружения, ни среди тех, кто погиб. Не было его и среди пленных. Никто точно не мог сказать, когда он в последний раз видел полковника.
По последним данным, когда тульская делегация ездила к белорусским ветеранам, они рассказали, что Кутепов был ранен в обе ноги и, когда полк начал отступать, он остался один и умер от потери крови.
Все эти события легли в основу романа Константина Симонова «Живые и мертвые» о доблести советских солдат.
- На сегодняшний день ведется огромная поисковая работа, - добавляет член Тульского городского совета ветеранов Евгений Барышников. - Мы стараемся найти людей, которые под Могилевом пропали без вести. А таковых было 25 тысяч туляков.

История рядом с нами

- Полковник Хлебцов жил в Туле. На доме № 42 по проспекту Ленина висит мемориальная доска, - пояснил Евгений Барышников. – Там он жил во время командования дивизией Тульского гарнизона.
Полковник Кутепов, как известно, погиб, а полковник Хлебцов с остатками своей 110-ой дивизии, которая также занимала оборону в районе Могилева, выходил из окружения. И вышел в конце ноября 1941 года.
Из дневников Константина Симонова: «Встреченный нами в лесу, в своем командном пункте командир 110 дивизии Василий Андреевич Хлебцов за свои боевые действия получил два ордена еще в 1941 году, что бывало тогда не часто. В 42 году, после выхода из окружения, вновь командовал дивизией. Затем был заместителем командира кавалеристского корпуса. 7 мая 1942 года получил звание генерал-майора, а 25 мая погиб на Изюм-Барвенковском направлении Юго-Западного фронта».

Тайны немецких архивов

- В тульских дивизиях было 4 артиллеристских полка. Благодаря их действиям выиграли время под Могилевом – 21 день. Если бы тульские полки были обеспечены артбоеприпасами (при окружении они сами взорвали склады с боеприпасами), оборона продлилась бы дольше, - пояснил Евгений Барышников.
Тульским поисковикам удалось обнаружить в немецком архиве документы некоторых туляков, которые сражались под Могилевом и чью доблесть описывает Симонов. Например, двое уроженцев Ефремова:
- Николай Крюков, 1907 года рождения. В его карточке военнопленного написано: солдат 388 стрелкового полка взят в плен под Могилевом 27 июля 1941 года. Судьба: умер 20 декабря 1941 года. Далее отметка НКВД: сообщить родственникам в город Евремов, улица Тульская, дом № 2.
- Александра Николаевна Крюкова, старшина медицинской службы 293 дивизии.
Из наградного листа следует, что: «25 ноября 1943 года в боях за Сивец, товарищ Крюкова под минометным огнем проявила бесстрашие и оказала помощь раненым, доставила из-под огня 35 солдат и офицеров. Вела огонь из личного оружия. Убила двух немцев. Достойна правительственной награды – Ордена Красная звезда. Полковник Коробейников».
Донесение из безвозвратных потерь: «Крюкова Александра Николаевна. Ефремов. Убита 13.01.1944. Похоронена Быковский район, дер. Полениновичи. Похоронку направить: отец Крюков Николай. Тульское шоссе, дом № 54».
Останки Александры Николаевны покоятся в братском захоронении.

Медикаменты проносила, притворившись беременной

Писал Симонов и о доблести военных врачей. В их числе были и тульские. Уже по прибытию в Могилев был сформирован санитарный госпиталь.
Когда после тяжелых боев руководство дивизии приняло решение оставить город, политрук дивизии вызвал к себе начальника госпиталя Кузнецова и сказал ему: «Мы уходим, но мы не можем эвакуировать раненых. Поэтому мы просим проявить всю вашу смекалку и раненых спасти». На тот момент в госпитале было около 4000 человек.
Кузнецов прибыл в госпиталь, вызвал своих врачей. Всю ночь они переписывали истории болезней. Из командиров, комиссаров и коммунистов они сделали рядовых солдат и просто жителей города. Когда на утро фашисты вошли в город и оказались в госпитале, они сразу потребовали истории болезней. Перелопатив их все, они спросили: «Где же ваши комиссары, коммунисты и командиры?», на что наши врачи ответили: «Мы знаем, что вы их преследуете, поэтому все они были эвакуированы». Фашисты разрешили госпиталю существовать. Несколько месяцев он работал в осажденном Могилеве. Было очень тяжело. Не хватало провизии, медикаментов. Кроме того госпиталь сотрудничал с партизанами.
Медсестра Евдокия Николаевна Алпатова из Новомосковска, которая в сентябре 2015 года отметила свой 100-летний юбилей, вспоминает:
- В лесу очень нужны были йод, бинты и хотя бы два-три хирургических инструмента, ведь в землянках тогда топором руки и ноги ампутировали. В больнице удалось кое-что подсобрать. Но как вынести, если мы находились практически на положении военнопленных? В общем, обмоталась я марлей, а под нее спрятала йод, скальпели и всякие необходимые мелочи. Получилось, что вроде беременная. На каменных от страха ногах шла к КПП. Немец ткнул в живот дулом, оскалился: «Иди матка». И таких походов было несколько.
В 1942 году Евдокия Алпатопа ушла к партизанам. Излеченных солдат, в том числе и туляков, также отправляли в партизаны. Некоторых выписывали как обычных жителей, других через мертвецкую. Но нашелся предатель, который работал у фашистов при горздраве. Он выдал наших врачей. Медиков арестовали и пытали. Они не сознались, что работают с партизанами и их казнили на главной площади Могилева.
Много родственников тех солдат и командиров, которые защищали Могилев, живут в Тульской области.

НАША СПРАВКА

Василий Андреевич Хлебцов. Родился 12 апреля 1894 года в крестьянской семье в селе Куракино Богородицкого уезда Тульской губернии (ныне Киреевского района Тульской области).
С 1914 года жизнь Хлебцова связана с армией. Участник боев 1-ой мировой войны, кавалерийский унтер-офицер Василий Хлебцов в феврале 1917 года встал на сторону революции.
В июне 1918 года Василий Андреевич вступил в Красную Армию в Тульский артиллерийский дивизион.
В июле 1941 года 110-я и 172-я стрелковые дивизии, а также другие части и подразделения 61-го стрелкового корпуса оказали упорное сопротивление немецко-фашистским войскам в районе Могилёва, где на три недели остановили превосходящие силы противника.
Когда вермахту удалось, наконец, захватить Могилев, Хлебцов сумел вывести по тылам врага с тяжелыми боями часть личного состава 110-й, 172-й и 53-й стрелковых дивизий на соединение с войсками Красной Армии, которое произошло в декабре 1941 года в районе Тулы. Отряд Хлебцова вышел из окружения с боевым знаменем 110-й стрелковой дивизии, чем обеспечил право на восстановление этой тульской воинской части. Дивизия, уже в новом составе, мужественно сражалась с врагом до конца Великой Отечественной войны. А сам Хлебцов был награжден орденом Красного Знамени.
Командир 110-й дивизии Василий Хлебцев также проявил себя зрелым, волевым и мужественным военачальником. Он погиб в бою 25 мая 1942 года на Изюм-Барвенковском направлении.

Полковник Семён Фёдорович Кутепов (19 мая 1896 года — июль 1941 года) — советский офицер, был командиром 388-го стрелкового полка 172-й стрелковой дивизии 61-го стрелкового корпуса. Отличился при обороне Могилёва. В бою на Буйническом поле его полк за один день подбил 39 танков противника. 20 июля 1941 года в газете «Известия» об этом бое был напечатан очерк военного корреспондента Константина Симонова «Горячий день».
Указом Верховного Совета СССР от 10 августа 1941 года за оборонительные бои под Могилевом полковник Кутепов был награжден орденом Красного Знамени.

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

172-я стрелковая дивизия была сформирована в 1939 году. До начала Великой отечественной войны дислоцировалась недалеко от Тулы в городе Сталиногорске (нынешний Новомосковск – прим. авт.). Дивизия была укомплектована, в основном, из жителей Тульской области.
Незадолго до начала Великой Отечественной войны дивизия выехала в Тесницкие лагеря под Тулой для летней учебы. Сразу после начала войны в дивизию также были направлены шахтёры и химики Сталиногорска, Богородицка и других районов Тульской области.
Дивизию расформировали 19 сентября 1941 года.

 

 

 

 

Комментарии для сайта Cackle