• Курсы валют:
      USD 92.51
      EUR 98.91
20.11.2015

В послевоенные годы тульский драмтеатр разоблачал буржуев и играл идейные постановки

На подмостках драмтеатра любили и умели ставить классику.
На фото сцена из спектакля "Цезарь и Клеопатра".

О том, как «храм искусства» возвращался в послевоенные годы к мирной жизни, рассказывает наш земляк Борис Тебиев

Тульский академический театр драмы заслуженно пользуется любовью многих поколений туляков. На его подмостках в разные годы сияли настоящие мэтры актерского мастерства: Михаил Щепкин, Пров Садовский, Ножери Чонишвили.

Даже в годы войны театр не прекращал свою деятельность. Почти каждый день артисты давали по два спектакля, выезжали с концертами в воинские части. Всего за четыре военных года работники искусств области дали чуть больше восьми тысяч концертов и спектаклей, в которых доля драмтеатра едва ли не самая большая.

Российский ученый и наш земляк Борис Тебиев в своей книге «Тульский театр» увлекательно рассказывает о послевоенных годах.

Хотели видеть в игре актеров самих себя

Режиссеры того периода часто включали в репертуар комедийные
пьесы советских писателей, например, Василия Шукшина.
На фото сцена из спектакля "Характеры".

Как пишет Борис Каз-Гиреевич, 4 июня 1945 года тульские артисты были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Книга гласит: «Наступила пора думать о будущем и театру.

Нет, совсем не просто было коллективу театра переходить, как говорится, на мирные рельсы. Огромное напряжение военных лет с наступлением мира, естественно, стало спадать. Важно было не допустить, чтобы это ослабление напряжения перешло в самоуспокоенность, в некритическое отношение к своей работе».

Историки вспоминают, что первые послевоенные годы театру было нелегко определиться с репертуаром. И настоящие творческие успехи сменялись с откровенными неудачами.

«Ежевечерне зал театра заполнялся зрителями, среди которых все больше становилось людей в выгоревших кителях со следами погон на плечах, людей, под штатскими костюмами которых с орденскими планками на груди угадывалась военная выправка, людей, которые шли по фойе, опираясь на палку, несли на лицах несмываемые боевые отметины. Они хотели видеть на сцене самих себя, своих товарищей по оружию, волшебной силой искусства перенестись в недавнее прошлое. Хороших же пьес на эту тему было мало».

Находилось место и для постановок, в которых рассказывалось
о буднях простых советских людей.
На фото сцена из спектакля "Прежде чем пропоет петух". 

Неудивительно, что репертуар разделился на три течения: спектакли с военной тематикой, спектакли о мирной жизни, классика. В итоге, победу праздновали поклонники классики: в 1946 один за одним выходили спектакли по пьесам Островского, Шекспира, Гольдони, Кальдерона.

Дискриминации бой

В том же 1946 году театр столкнулся с настоящим бичом тогдашнего времени. Превосходные пьесы русских и европейских классиков заменялись откровенно слабыми идейными постановками. Однако, в августе того года в свет вышло постановление ЦК ВКП(б) «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению».

Вот, что пишет об этом в своей книге Борис Тебиев: «Театр вступил в творческое содружество с поэтом и драматургом Михаилом Светловым, взяв к постановке его пьесу "Бранденбургские ворота". В репертуар включается еще ряд новых произведений. Через „Бранденбургские ворота“ на тульскую сцену снова вошла советская драматургия. Перед зрителем необычайно щедро в короткое время прошли богатство тем и сюжетов, разнообразие жизненных конфликтов и характеров. Этот поток произведений обрадовал своей свежестью, своей новизной».

Разумеется, после Великой Победы любовью и популярностью
у зрителей пользовались спектакли на военные темы.
На фото актеры из спектакля "Красные дьяволята".

Также большое внимание руководством театра уделялось так называемому «разоблачению» буржуазного общества. «Глубокие корни», «Русский вопрос», — эти спектакли обнажили проблему расовых предрассудков и дискриминации. В 1948 году на тульскую сцену стали приглашать мастеров столичных театров.

Народное признание

Борис Каз-Гиреевич пишет, что постепенно сезон за сезоном заслуги тульского театра стали признаваться всей страной. «Признанием роста коллектива была организация в начале 1952 года в Москве, в Доме актера творческого вечера группы тульских артистов. Участники этой встречи, деятели искусств столицы с большим удовольствием посмотрели отрывки из спектаклей "Счастье", "Дядя Ваня", "Волки и овцы", "Отелло". Искусство туляков получило высокую оценку. Вскоре общественность города чествовала главного режиссера театра Владимира Лебедева в связи с 25-летием его служения искусству.

В этот вечер, 27 февраля 1952 года, состоялась премьера поставленного юбиляром спектакля "Под золотым орлом". В трудах и хлопотах завершался год. И 19 декабря в театре снова было многолюдно и по-особенному торжественно. На этот раз чествовали не одного человека — весь коллектив. Театру исполнилось 175 лет. Столь почтенный, казалось бы, возраст ничуть не сделал тульскую сцену средоточием обветшалых традиций. Нет, театр, пройдя сложный, многотрудный путь творческих исканий, был молод и одновременно умудрен опытом. Ему предстояло еще многое осуществить».

Афиши того времени с достаточной убедительностью показывают, что репертуар Драматического театра был очень огромный и разноплановый.

Комментарии для сайта Cackle