• Курсы валют:
      USD 92.51
      EUR 98.91
29.05.2016

Спецпроект "Центр71": Фашисты нанесли Тульской области ущерб в 60,4 млрд. рублей

О том, как тяжело было восстанавливать разоренный войной тульский край, рассказал наш земляк учитель истории и краевед Владимир Пеньков

в своей книге «Двадцатый век: пособие по краеведению для учащихся»

Край взорванных мостов и станций

1955 год. Демонстрация в честь Дня Октябрьской революции.
Фото Александра Наумова

Вплоть до ноября 1943 года вражеская авиация продолжала налеты, как на саму Тулу, так и на область. Владимир Васильевич так описывает их последствия: «Надо восстановить более 50 разрушенных станций (в том числе такие, как Узловая, Горбачево, Белев, Волово и другие), 55 взорванных мостов, депо, водокачки, линии связи, электрооборудование». Работы шли ударными темпами и «уже к июлю 1942 года в Тульской области действовали все железнодорожные станции, телеграфно-телефонная связь».
В общей сложности «Ущерб, нанесенный фашистскими оккупантами народному хозяйству Тульской области, исчислялся в сумме свыше 60,4 млрд. рублей (в ценах 1942 года). Огромны были и людские потери. Выручал в какой-то мере труд женщин, молодежи, школьников. На производительности труда не могло не сказаться отсутствие у большинства населения края полноценного питания и жилья. Карточная система была отменена только в 1947 году. А жили многие еще в бараках, а то и землянках. Многие участники войны вернулись домой инвалидами и не могли участвовать в общем труде, а то и обслуживать себя».

В плуг запрягали коров

1950-е годы. Ул. Советская, в районе площади Восстания.
Первомайская демонстрация.
Обязательными атрибутами таких мероприятий были массовость
и портреты вождей.
Фото Александра Наумова

Автор пишет: «В труднейших условиях шло восстановление сельского хозяйства. В деревнях остались женщины, старики и дети. Огромная нужда была в рабочих лошадях, инвентаре, тракторах. Десятки тысяч семей остались без крова. К последствиям войны добавилась засуха 1946 года. Хлебопоставки государству не были выполнены, резко сократилось поголовье скота. Из-за отсутствия тракторов и лошадей нередко пахали на коровах».

Ситуация менялась с каждым годом и «общими усилиями посевные площади в области в 1950 году были расширены на одну треть в сравнении с 1946 годом и приблизились к довоенному уровню».
В 1955 году руководителем области назначили А. Хворостухина. «При нем 27 декабря 1957 года Тульская область была награждена орденом Ленина за успехи, достигнутые в увеличении производства и сдачи государству продуктов сельского хозяйства».

Как добывали уголь

60-е годы. Перекресток улиц Коммунаров (сейчас пр. Ленина)
и Менделеевской. Дом на фото слева до революции принадлежал
купцу Ермолаеву-Звереву. Потом в нем размещались различные
советские учреждения, музей оружия.
Здание считалось памятником архитектуры.
Дом был снесен в середине 80-х годов.
Фото Александра Наумова

«Особое военно-экономическое значение имело и скорейшее восстановление угледобычи. В 1943-1944 годах было построено 17 новых шахт, особенно на Скуратовском месторождении. Добыча угля стала отставать от плановых заданий. Старые шахты вырабатывались, а новых вводилось недостаточно». Тогда тульские мастера стали работать над улучшением данных показателей. «За создание и внедрение в производство средств комплексной механизации тульские разработчики и организаторы внедрения новой техники были в 1961 году удостоены Ленинской премии» - отмечает Владимир Васильевич.
«Жизнь требовала решения сложных технических и инженерных задач. Для откачки воды из затопленных в дни войны шахт стали необходимы насосы большой мощности» (шахты заполняли водой, чтобы враг не мог вести добычу угля для своих нужд – прим. ред.). Автор насосов типа АЯП, созданных на Ясногорском машиностроительном заводе, в 1947 году был удостоен Государственной премии.

За 13 лет построили 144 школы

1960-е годы. Перекресток улиц Советской и Красноармейской.
Трамвай — основной вид транспорта для Тулы.
Телефонные будки и стройка на центральных улицах города.
Почтальон с тяжелыми сумками, наполненными газетами
и журналами для жителей «самой читающей страны мира».
Фото Александра Наумова

«После разгрома фашистских захватчиков пришлось восстанавливать разрушенные ими очаги культуры, находить силы и средства для строительства новых. Сложность и масштаб были небывалыми. За 1946 — 1958 годы в области построено 144 школы на 55 тысяч ученических мест, детских дошкольных учреждений на 14 тысяч мест» - рассказывает книга.
«В 1957 году школьная сеть в нашей области имела более 2 тыс. школ... Среднее образование стало доступным повсеместно». «Для тех, кому война помешала получить образование, открылись вечерние и заочные школы... В 1958 году в таких школах учились 15 тысяч человек, из них 8 тысяч в 5 — 7 классах… Учителей в школах области работало более 15 тысяч».
Получали туляки и высшее образование. «В механическом и педагогическом институтах в Туле в 1958 году учились почти 9 тысяч студентов, из них 3,5 тысячи — без отрыва от производства». Для сравнения «в 1940 году в тульских вузах было всего 2,3 тысячи студентов, в 1950 году — 6 тысяч».

«Евдокию» снимали в Туле

1960-й год. Кадры из фильма «Евдокия», который снимали в Туле.
Пл. Челюскинцев.
На заднем плане несуществующая теперь Фабрика-кухня
и скульптура красноармейца с винтовкой.

В 1946 году организовали Тульское книжное издательство и создали областное литературное объединение. Ежегодно издательство выпускало в свет более ста наименований книг и брошюр общим тиражом до 1,7 млн. экземпляров (по данным на 1956 год).

Что касается прессы, то «в 1957 году в области издавались две областные, 36 районных и более 20 многотиражных газет.

В 1957 году в области работали 1200 клубных учреждений, 7 музеев. За 1956 — 1958 годы построили 12 домов культуры, 300 сельских клубов, 153 сельские библиотеки.
Весной 1946 года состоялся первый концерт Тульского государственного хора под руководством Владимира Успенского. В 1947 году коллектив Тульского драмтеатра впервые спланировал выездные спектакли в колхозы области во время сева и уборки».

Летом-осенью 1960 года в Туле снимался фильм «Евдокия» по повести Веры Пановой. Все натурные съемки для картины велись на тульских улицах, непременным атрибутом которых был, конечно, трамвай. Вагоны мелькают в кадрах, снятых на улицах Коммунаров и Красноармейской. Попали в кадр виды поселка Косая Гора и Пролетарского района.

Комментарии для сайта Cackle