• Курсы валют:
      USD 64.63
      EUR 72.25
05.03.2018

Трамваи в Туле в 1945 году: «Глядите на номер» или как пассажиры брали вагоны в бою

Фото из книги "Главный транспорт Тулы" Владимира Щербакова

 

Мы продолжаем спецпроект, посвященный 73-летию победы в Великой Отечественной войне и жизни оружейной столицы в послевоенное время. Пока в Туле решают, что делать с трамваем - развивать или сокращать, «Центр 71» вспоминает, как в Туле ходил самый экологичный общественный транспорт в послевоенное время.

 

«Вагоны берутся пассажирами в бою»

В наши дни уже сложно и представить, что когда-то трамвай ходил с перебоями. Однако в июне 1945 года туляки были крайне возмущены его работой.

Именно в это время в газете «Коммунар» вышли в свет заметки приезжего человека под названием «Сойдя с поезда…». Турист, прибывший на Московский вокзал, начинает свое путешествие по областной столице и делится своими впечатлениями. Благоустроенность и гостеприимность Московского вокзала, первой точки маршрута, ему пришлась по вкусу.

- Здесь следят за чистотой, заботятся о том, чтобы поудобнее устроить пассажира, только что сошедшего с дальнего поезда. Но здесь и оканчивается хорошее начало, - цитирует газета автора. – Едва покинув вокзал, приезжий уже томится у конечной остановки трамвая. Вагоны ходят с большим интервалом и берутся пассажирами в бою.

Приезжий турист недоумевает, почему в Туле так грубо и эмоционально разговаривает кондуктор трамвая, а на деньги, выданные за билет, забывает отдать сдачу!

- Скажите, вагон идет на Советскую?, - спрашивает мужчина.

- А вы что, слепые разве? Глядите на номер! – говорит кондуктор. Она отрывает от длинной ленты билетики и не дает никому сдачи...

Куда привезет - неизвестно

Как следует из публикаций, датированных 1945 годом, трамваи Тулы хоть и имели каждый свой маршрут, однако добраться в конкретный пункт назначения было особой удачей.

С улицы, пока ждешь нужный трамвай, номер приближающегося состава разглядеть невозможно, тем более ночью. Как говорит приезжий, туляки и днем перестали глядеть на коварные цифры: 1, 2, 3. Можно сесть на третий номер, который в Заречье не ходит, и вдруг оказаться в этом районе, хотя туда по маршруту ходят только вторые номера. А со вторым номером вдруг неожиданно попадаешь на маршрутную линию третьего номера.

И снова цитата:

- Слазьте, граждане! Приехали! Вагон дальше не пойдет!

- Но вы сказали, что он до Советской. Говорили, смотрите на номер!

- Номер здесь ни при чем. Слезайте! Заворачиваем в парк. Вагон только до улицы Летейзена.

Сейчас в Туле остался всего один трамвай времен войны - музейный экспонат на колесах.
 

 

Оказавшись внезапно ночью в незнакомом городе, на незнакомой улице, приезжий, однако, быстро убеждается, что он не одинок и что лучшее средство сообщения «одиннадцатый» номер.

- Какой-то остряк, шагая рядом по пешеходному маршруту «улица Летейзена – Советская», разъяснил, что руководителям трамвайного треста, которые исправно берут деньги за проезд, надо догонять сошедших пассажиров и платить за то, что те разгружают транспорт и при этом быстрее достигают конечной цели, - пишет корреспондент. – Приезжий хотел возразить остряку, однако тот внезапно исчез, провалившись в открытый канализационный люк, а граждане, шедшие по тротуару справа, вдруг рухнули в зияющие дыры соседнего переходного мостика. Наконец все собрались вместе и более или менее благополучно достигли Советской улицы, где приезжий завернул в Центральную гостиницу.

«Ссылки на войну не убедительны»

На другой день турист решил поехать на вокзал, чтобы взять вещи из камеры хранения. Однако на этот раз до улицы Летейзена шли все номера трамвая.

От поездки на четвертом номере на Косую Гору приезжему пришлось отказаться из-за слабой физкультурной подготовки. А второй номер побил все рекорды. Мчащийся по Октябрьской улице трамвай был остановлен между станциями, так как вдруг выяснилось, что отсутствует кондуктор моторного вагона. Оказалось, что он выскочил, чтобы забежать в один из киосков за газированной водой…

Автор заметки негодует и подвергает критике работу городской железной дороги. В качестве причины не принимает даже факт того, что победа над фашистскими захватчиками была одержана лишь месяц назад.

- Ссылки на войну сейчас не убедительны. Все основные недостатки трамвая – и совершенно неудовлетворительное состояние вагонов, и плохое качество их ремонта, и ветхость путей, и грубое обращение с пассажирами, и неправильное планирование движения – результат запущенности городского транспорта, разгильдяйства ряда его работников, - уверен корреспондент.

За объяснениями ситуации он спешит к техническому директору тульского трамвая «товарищу Ефимову». Ему удается получить ответ, что положение улучшится с 1 июля.

- Представляем себе: хорошо отремонтированные и застекленные вагоны в строго определенные интервалы с установленной скоростью бегут по своим маршрутам и пассажиры даже на перекрестке Красноармейская-Советская больше уже не высовывают своих голов из разбитых окон, чтобы убедиться не идет ли и этот номер трамвая только до улицы Летейзена, - в парк на ремонт…

Работа водителей трамваев в то время была очень трудной: всю смену они стояли на ногах.


Справка "Центра 71"

 

В архивных данных фигурируют следующие маршруты того времени:

Маршрут № 1 Курский вокзал - Толстовская застава
Маршрут № 2 Заречье - Толстовская застава
Маршрут № 3 Курский вокзал - пос. 10 лет РККА
Маршрут № 4 Поселок Кирова - завод «Новая Тула» (позднее Тульский комбайновый завод), также по Орловскому шоссе до проходных Косогорского металлургического завода.

Вид трамваев в послевоенный 45-й был удручающим. Зияющие дыры в окнах вагонов забивали фанерой. Краска снаружи и изнутри вагона выцвела и облупилась. Некоторые трамваи из-за недостатка электрических лампочек работали только днем.

Активно ремонтировать трамваи начали в 1947 году. По левому борту двери заделывались, а двери правого оборудовались пневматическим приводом. На передней площадке появилась перегородка, отделяющая вагоновожатого от пассажиров, кабина утеплялась, на лобовые стекла внутри ставился обогрев, а снаружи размещали стеклоочистители. Приводились в порядок также механическое и электрическое оборудование трамваев.

В 1949 году в Тулу поступила первая партия из шести новых трамвайных вагонов типа КТМ-1 с прицепом КТП-1. Главным преимуществом новых отечественных трамваев были автоматические двери, а также отдельная отапливаемая кабина для вагоновожатого. Новые вагоны первоначально вышли на маршрут № 1.

Автор: Власова Мария